Общая и социальная психология
В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальных и творческих способностей и когнитивно-деятельностного стиля студентов посредством факторного анализа. Прежде всего, был сделан обзор научных работ, касающихся интеллектуальных и творческих способностей, когнитивного стиля, когнитивно-деятельностного стиля и общих стилей обучения. В ходе исследования были дистанционно проведены следующие психодиагностические методики, определяющие интеллектуальные и творческие способности и когнитивно-деятельностный стиль 80 студентам Алматинских вузов в возрасте 18–22 лет: «Структура интеллекта» Р. Амтхауэра, «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туника, тест креативности Торренса и «Определение когнитивно-деятельностного стиля» Л. Ребекки. Для определения размерностей на пересечении указанных переменных использовали факторный анализ (вращение Варимакс) с помощью программы SPSS. В результате всего 29 шкал были собраны в следующие 8 компонентные шкалы и получили такие название: «когнитивно-деятельностный стиль», «системное мышление», «интуитивная изобретательность», «настойчивость», «вербальный интеллект и комбинаторное мышление», «новаторство», «концентрация внимания», «системность воображения». Эти компонентные шкалы были описаны в соответствии с их структурой. Результаты исследования могут быть использованы исследователями в области педагогической психологии, учителями школ и преподавателями вузов для определения особенностей получения и обработки познавательной информации студентами.
В статье «взаимосвязь личностных особенностей и профессиональных ориентаций подростков» исследуется взаимосвязь между личностными характеристиками личности и выбором профессионального пути у подростков. Авторы провели исследование путем опроса и тестирования группы подростков разного возраста и социально-экономического статуса. В исследовании использовались различные психологические инструменты для оценки черт личности, такие как тесты для определения типа личности, мотивации и профессиональных предпочтений. Результаты анализа показали, что определенные черты личности, такие как экстраверсия, зависимость, склонность к творчеству и степень приверженности, связаны с профессиональной направленностью подростков. В статье подчеркивается важность учета индивидуальных особенностей подростков при организации профориентационной работы. Авторы рекомендуют использовать результаты исследования для разработки планов личностного профессионального самоопределения подростков, а также для определения путей развития и образования, соответствующих их личностным качествам и интересам. В целом, данная научная статья позволяет лучше понять взаимосвязь между личностными особенностями и профессиональной направленностью подростков, что может оказать положительное влияние на процесс выбора профессии и достижения успеха в будущей карьере.
Клиническая и специальная психология
Статья посвящена изучению теоретического аспекта влияния тревожности личности на развитие расстройства пищевого поведения. Известно, что расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия, нервная булимия или приступообразное переедание очень часто коморбидны с другими психическими расстройствами [1]. Эти расстройства могут включать (но не ограничиваться ими) депрессию, генерализованное тревожное расстройство, социальное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство. Как мы видим из списка, чаще всего с расстройствами пищевого поведения идет рука об руку тревога, которая выражается в генерализованном тревожном расстройстве, социальном тревожном расстройстве и в какой-то степени в обсессивно-компульсивном расстройстве. Несмотря на то что было проведено много научных исследований, доказавших эту взаимосвязь, многие из них страдают от методологических проблем, ограничивающих полезность полученных результатов.
Чтобы уменьшить тяжесть расстройства аутистического спектра (РАС), интенсивный, интерактивный и индивидуальный подход к вмешательству (3i) использует строго развивающуюся игровую терапию в данном исследовании. Ретроспективный анализ был проведен для 12 детей, участвовавших в подходе 3i в течение 3 месяцев, чтобы определить возможные влияющие факторы при оценке и мониторинге изменений тяжести РАС. Систематическая оценка тяжести РАС с использованием шкалы оценки аутизма у детей (CARS) и пересмотренного интервью по диагностике аутизма (ADI-R) проводилась с сентября по декабрь 2023 года у 25 пациентов с началом лечения 3i. Из них 12 пациентов (средний возраст: 4 года) прошли повторное обследование на втором месяце наблюдения. Статистическое сравнение с парными t-тестами учеников показало значительное снижение показателей CARS и ADI-R после 2 месяцев вмешательства 3i, показав снижение показателей взаимодействия, коммуникации и повторяющегося поведения на 10%, 21%, 22,5% и 20% соответственно. Около 34% и 40,7% участников перешли в более низкие категории тяжести РАС на основе шкалы CARS и интервью ADI-R соответственно. Несколько моделей линейной регрессии показали, что высокая интенсивность лечения (более 10 часов в неделю) надежно коррелирует с увеличением показателя взаимодействия ADI-R. Пациенты, первоначально классифицированные как вербальные субъекты, показали хорошие результаты в коммуникативных показателях CARS, взаимодействия и ADI-R. Кроме того, у пациентов cтарше наблюдалось значительное улучшение показателей взаимодействия ADI-R. Однако на ранней стадии не было значительного влияния на пол, тяжесть РАС или сопутствующие заболевания. Это исследование с участием 12 детей показывает, что терапия 3i приводит к значительному снижению тяжести РАС, улучшая взаимодействие, общение и повторяющееся поведение. Необходимы будущие исследования в отношении контрольных групп, чтобы оценить относительную эффективность игровой терапии 3i по сравнению с альтернативными вмешательствами.
Прикладная психология и исследования
Статья посвящена изучению проявления личностных особенностей старшего ребенка во взрослой жизни. Исследование «Проявление личностных особенностей старшего ребенка во взрослой жизни» анализирует влияние опыта старшенства в семье на формирование личности индивида в зрелом возрасте. Работа фокусируется на исследовании взаимосвязи между родительским воспитанием, отношениями в семье и индивидуальными чертами старшего ребенка, проявляющимися в его поведении, социальных отношениях и профессиональном росте во взрослой жизни. Цель исследования – выявить особенности психологического развития старших детей и их влияние на формирование личностных качеств в долгосрочной перспективе. Результаты могут быть полезны для психологов, педагогов и специалистов в области семейной динамики, стремящихся более глубоко понять долгосрочные эффекты роли старшего ребенка в семейном контексте.
Педагогика и методика образования
Современная образовательная среда требует формирования образовательной самостоятельности студентов как ключевого фактора их профессионального развития. Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка этапов формирования образовательной самостоятельности. Основными задачами стали изучение существующих подходов, разработка программы развития самостоятельности и оценка её эффективности. В работе использованы теоретические и эмпирические методы, включая анализ литературы, педагогическое наблюдение и диагностические опросы. Результаты исследования подтвердили значимость поэтапного подхода, который позволил повысить уровень мотивации, самоорганизации и рефлексии студентов. Разработанная программа может быть адаптирована для применения в образовательных учреждениях и способствует успешной профессиональной подготовке. Вклад исследования состоит в создании методики, направленной на развитие образовательной самостоятельности, что расширяет возможности педагогической практики.
Основная цель статьи заключается в выделении отличительных признаков процессов обучения и преподавания казахского языка в аудитории с русским языком обучения. Излагаются рекомендации о необходимости написания учебников или учебных пособий, соответствующих уровню языковедов, в использовании преподавателем этих учебников для их усовершенствования. Одним из ключевых вопросов в этой статье является поиск простых и легких способов изучения теоретических тем. Правила и варианты предотвращения существующего несоответствия языка представлены последовательными доказательствами. Непрерывная преемственность учебников и учебных пособий для школьников и студентов подчеркивает важность эффективного изучения казахского языка.
В условиях современных социально-экономических изменений и динамичного развития общества сотрудничество становится одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и профессионального развития. Умение эффективно взаимодействовать в коллективе, работать в команде и адаптироваться к различным ситуациям – это необходимый навык, обеспечивающий не только личностное развитие, но и социальную интеграцию. Цель исследования – апробация модели формирования технологий сотрудничества молодежи. Основные задачи включают корректировку текущего уровня навыков, разработку социально-педагогической программы и анализ ее эффективности. Методология исследования базируется на использовании тестов, кейсов, рефлексивных практик и статистических методов обработки данных. В эксперименте приняли участие 264 человека в возрасте от 17 до 23 лет, представляющие различные социальные группы и имеющие опыт социальной деятельности. Результаты исследования показали, что у большинства участников низкий уровень когнитивной деятельности, в то время как эмоционально-мотивационный компонент находится на высоком уровне. Предложенная модель позволит повысить показатели когнитивной и предпринимательской компетенции. Ценность работы заключается в разработке эффективного инструментария диагностики и программы формирования компетентности в сотрудничестве, что способствует развитию методологии социально-культурной деятельности. Практическая инновационность состоит в возможности применения разработанной модели для работы с молодежью в образовательной сфере.
В данной работе исследуется понятие сетевого взаимодействия, с акцентом на его особенности в образовательной сфере на региональном уровне. Цель исследования заключается в систематизации существующих подходов к трактовке термина «сетевое взаимодействие» в различных научных дисциплинах и выявлении его значимости в контексте образования. В работе используются теоретический анализ научных трудов и эмпирическое исследование примеров взаимодействия образовательных организаций различных уровней. Основное внимание уделяется анализу сетевого взаимодействия между школами и вузами, а также роли сетевых технологий, таких как дистанционное обучение, в развитии образовательной системы. Результаты исследования показывают, что сетевое взаимодействие способствует созданию инновационных образовательных программ и развитию системы образования в регионе. Практическая значимость работы заключается в предложении моделей сетевого взаимодействия, которые могут быть использованы для улучшения образовательных процессов и оптимизации использования ресурсов. Вклад работы в область знаний состоит в углубленном понимании сетевого взаимодействия и его потенциала для инновационного развития образования.
В статье рассматриваются вопросы преподавания наследия Ахмета Байтурсынулы в средних школах по обновленной учебной программе. Ученый, который модифицировал и ввел казахский алфавит, отличился своими статьями по вопросам образования, опубликованными в периодических изданиях. Научно проанализированы труды автора первого «Учебного пособия», направленного на повышение грамотности учащихся начальной школы и пожилых людей, которое в настоящее время преподается в средних школах. Было установлено, что наследие поэта изучается во 2-3-4-5 классах, и проведен анализ этих произведений.
ISSN 2959-4006 (Online)