Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Комплексные факторы обработки познавательной информации студентами

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальных и творческих способностей и когнитивно-деятельностного стиля студентов посредством факторного анализа. Прежде всего, был сделан обзор научных работ, касающихся интеллектуальных и творческих способностей, когнитивного стиля, когнитивно-деятельностного стиля и общих стилей обучения. В ходе исследования были дистанционно проведены следующие психодиагностические методики, определяющие интеллектуальные и творческие способности и когнитивно-деятельностный стиль 80 студентам Алматинских вузов в возрасте 18–22 лет: «Структура интеллекта» Р. Амтхауэра, «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туника, тест креативности Торренса и «Определение когнитивно-деятельностного стиля» Л. Ребекки. Для определения размерностей на пересечении указанных переменных использовали факторный анализ (вращение Варимакс) с помощью программы SPSS. В результате всего 29 шкал были собраны в следующие 8 компонентные шкалы и получили такие название: «когнитивно-деятельностный стиль», «системное мышление», «интуитивная изобретательность», «настойчивость», «вербальный интеллект и комбинаторное мышление», «новаторство», «концентрация внимания», «системность воображения». Эти компонентные шкалы были описаны в соответствии с их структурой. Результаты исследования могут быть использованы исследователями в области педагогической психологии, учителями школ и преподавателями вузов для определения особенностей получения и обработки познавательной информации студентами.

Об авторах

А. А. Касымжанова
Университет «Туран»
Казахстан

к.пс.н., профессор

г. Алматы



К. О. Ахан
Университет «Туран»
Казахстан

докторант

г. Алматы



Список литературы

1. Жақыпов С.М., Сақтағанова Т.С. Психодиагностика. Оқу құралы. – Алматы: «Он-он», 2014. – 208 б.

2. Ахан Қ.О., Касымжанова А.А. Студенттердің шығармашылық қабілеттерінің когнитивтіәрекеттік стиліне әсер етуі // Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. – 2023. – № 2(3). – С. 53–62. URL: https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-53-62

3. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления // Психология счастливой жизни. URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

4. Қасымжанова А.А., Ахан Қ.О. Л. Ребекканың «Когнитивтік-әрекеттік стильді зерттеу» әдістеменің қазақ тіліне бейімделуі // Абай атындағы ҚазҰПУ хабаршысы. «Психология» сериясы. – 2020. – № 2(63). – С. 36–44 б.

5. Когнитивный стиль // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnyy-stil

6. Шлыкова Н.Л., Илларионов С.Н. Роль когнитивно-деятельностного стиля в выборе копингстратегии // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – Тверь: Межрегиональная общественная организация «Эргономическая Ассоциация», 2005. – С. 76–80.

7. Жарықбаев Қ.Б. Жантану оқулығы. – Алматы: «Эверо», 2010. – 696 б.

8. Жарықбаев Қ.Б., Сангилбаев О.С. Жантану атауларының түсіндірме сөздігі. – Алматы: «СөздікСловарь», 2006.

9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

10. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

11. Scopus: Analyze search results. URL: https://share.kz/giyt

12. Trassi A.P., Oliveira K.L., Santos A.A. The relationship between intellectual styles, intelligence and learning strategies // Estudos de Psicologia (Campinas). 2020. No. 37. P. 170046. URL: http://dx.doi.org/10.1590/1982-0275202037e170046

13. Latif S., Rassool G. Anxiety in Online Classes, Learning Style and Student’s Satisfaction Among University Students in Current Pandemic of COVID-19 // Pakistan Journal of Psychological Research. 2023. No. 38(1). P. 97–110. URL: https://doi.org/10.33824/PJPR.2023.38.1.07

14. Rogowsky B.A., Calhoun B.M., Tallal P. Providing Instruction Based on Students’ Learning Style Preferences Does Not Improve Learning // Front. Psychol. 2020. No. 11. Р. 164.


Рецензия

Для цитирования:


Касымжанова А.А., Ахан К.О. Комплексные факторы обработки познавательной информации студентами. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(4):7-16. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16

For citation:


Kassymzhanova A.A., Akhan K.O. Compound factors of students’ cognitive information processing. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(4):7-16. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)