Комплексные факторы обработки познавательной информации студентами
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальных и творческих способностей и когнитивно-деятельностного стиля студентов посредством факторного анализа. Прежде всего, был сделан обзор научных работ, касающихся интеллектуальных и творческих способностей, когнитивного стиля, когнитивно-деятельностного стиля и общих стилей обучения. В ходе исследования были дистанционно проведены следующие психодиагностические методики, определяющие интеллектуальные и творческие способности и когнитивно-деятельностный стиль 80 студентам Алматинских вузов в возрасте 18–22 лет: «Структура интеллекта» Р. Амтхауэра, «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туника, тест креативности Торренса и «Определение когнитивно-деятельностного стиля» Л. Ребекки. Для определения размерностей на пересечении указанных переменных использовали факторный анализ (вращение Варимакс) с помощью программы SPSS. В результате всего 29 шкал были собраны в следующие 8 компонентные шкалы и получили такие название: «когнитивно-деятельностный стиль», «системное мышление», «интуитивная изобретательность», «настойчивость», «вербальный интеллект и комбинаторное мышление», «новаторство», «концентрация внимания», «системность воображения». Эти компонентные шкалы были описаны в соответствии с их структурой. Результаты исследования могут быть использованы исследователями в области педагогической психологии, учителями школ и преподавателями вузов для определения особенностей получения и обработки познавательной информации студентами.
Об авторах
А. А. КасымжановаКазахстан
к.пс.н., профессор
г. Алматы
К. О. Ахан
Казахстан
докторант
г. Алматы
Список литературы
1. Жақыпов С.М., Сақтағанова Т.С. Психодиагностика. Оқу құралы. – Алматы: «Он-он», 2014. – 208 б.
2. Ахан Қ.О., Касымжанова А.А. Студенттердің шығармашылық қабілеттерінің когнитивтіәрекеттік стиліне әсер етуі // Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. – 2023. – № 2(3). – С. 53–62. URL: https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-53-62
3. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления // Психология счастливой жизни. URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
4. Қасымжанова А.А., Ахан Қ.О. Л. Ребекканың «Когнитивтік-әрекеттік стильді зерттеу» әдістеменің қазақ тіліне бейімделуі // Абай атындағы ҚазҰПУ хабаршысы. «Психология» сериясы. – 2020. – № 2(63). – С. 36–44 б.
5. Когнитивный стиль // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnyy-stil
6. Шлыкова Н.Л., Илларионов С.Н. Роль когнитивно-деятельностного стиля в выборе копингстратегии // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – Тверь: Межрегиональная общественная организация «Эргономическая Ассоциация», 2005. – С. 76–80.
7. Жарықбаев Қ.Б. Жантану оқулығы. – Алматы: «Эверо», 2010. – 696 б.
8. Жарықбаев Қ.Б., Сангилбаев О.С. Жантану атауларының түсіндірме сөздігі. – Алматы: «СөздікСловарь», 2006.
9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
10. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
11. Scopus: Analyze search results. URL: https://share.kz/giyt
12. Trassi A.P., Oliveira K.L., Santos A.A. The relationship between intellectual styles, intelligence and learning strategies // Estudos de Psicologia (Campinas). 2020. No. 37. P. 170046. URL: http://dx.doi.org/10.1590/1982-0275202037e170046
13. Latif S., Rassool G. Anxiety in Online Classes, Learning Style and Student’s Satisfaction Among University Students in Current Pandemic of COVID-19 // Pakistan Journal of Psychological Research. 2023. No. 38(1). P. 97–110. URL: https://doi.org/10.33824/PJPR.2023.38.1.07
14. Rogowsky B.A., Calhoun B.M., Tallal P. Providing Instruction Based on Students’ Learning Style Preferences Does Not Improve Learning // Front. Psychol. 2020. No. 11. Р. 164.
Рецензия
Для цитирования:
Касымжанова А.А., Ахан К.О. Комплексные факторы обработки познавательной информации студентами. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(4):7-16. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16
For citation:
Kassymzhanova A.A., Akhan K.O. Compound factors of students’ cognitive information processing. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(4):7-16. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-4-7-16