
Научно-практический журнал Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy публикует теоретические, аналитические и обзорные статьи по современным направлениям психологии и педагогики, результаты эмпирических и экспериментальных исследований, отличающиеся новизной, оригинальностью и научной ценностью.
Мы видим свою миссию в создании пространства для обмена знаниями и опытом между специалистами, в повышении качества и открытости психолого-педагогической науки. Журнал стремится к поддержанию высокого уровня психологических исследований и повышению доступности научного знания для всех категорий читателей.
Журнал рассчитан на то, что его авторами и читателями будут исследователи, научные и практические работники, преподаватели вузов, докторанты, аспиранты и все те, кто заинтересован в разработке и применении новых научных достижений современной науки.
Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований позволяет обеспечить самый широкий охват читательской и авторской аудитории и способствует увеличению глобального обмена знаниями.
Текущий выпуск
Общая и социальная психология
В данном исследовании исследуется роль эмоционального интеллекта в формировании удовлетворенности браком и динамики взаимоотношений между этнически смешанными супружескими парами в Казахстане. С помощью качественного подхода, включающего углубленные интервью с 25 участниками из смешанных браков, представляющими различные этнические группы (казахи, русские, корейцы, узбеки, украинцы, немцы и уйгуры), в ходе исследования было изучено, как компоненты эмоционального интеллекта – самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки – влияет на динамику межкультурных отношений. Результаты исследования показывают, что более высокий эмоциональный интеллект коррелирует с более эффективной межкультурной коммуникацией, пониманием культурных различий, разрешением конф ликтов и устойчивостью отношений. Участники с хорошо развитой эмпатией и пониманием культурной перспективы продемонстрировали особенно положительные результаты в отношениях, в то время как те, у кого были сильные навыки эмоциональной регуляции, сообщили о большем успехе в преодолении напряженности в семье, связанной с культурными различиями. Эти результаты свидетельствуют о том, что навыки эмоционального интеллекта можно целенаправленно развивать для улучшения качества отношений в межкультурных браках, что может иметь значение для обучения межкультурным отношениям, семейной терапии и развития семьи в многонациональном обществе Казахстана.
Клиническая и специальная психология
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) традиционно формулируется с точки зрения недостатков исполнительной функции и нарушения регуляции внимания. Однако недавние исследования показывают, что эмоциональная дисрегуляция является центральной, а не периферической особенностью СДВГ, особенно в подростковом возрасте, когда эмоциональные требования усиливаются. Эта теоретическая статья представляет собой интегрированную модель, изучающую двустороннюю связь между симптоматикой СДВГ и трудностями эмоциональной регуляции у подростков. Посредством систематического обзора и теоретического синтеза нейробиологических, развивающих и клинических исследований мы предлагаем обоснование, которое позиционирует эмоциональную регуляцию как трансдиагностический процесс, который влияет на основные симптомы СДВГ и на которые они влияют. Предлагаемая модель отражает общие нейробиологические субстраты, траектории развития и психосоциальные эффекты, которые способствуют этому пересечению. Кроме того, мы исследуем последствия этой теоретической интеграции для клинической оценки, разработки вмешательств и будущих областей исследований. Это обоснование противоречит традиционной концепции СДВГ, основанной на симптомах, и предполагает, что решение эмоциональной регуляции может иметь решающее значение для комплексных подходов к лечению на критическом этапе развития подросткового возраста.
Прикладная психология и исследования
Данная статья будет посвящена изучению влияния цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей в условиях цифровой трансформации в системе высшего образования. Активное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс может создать новые трудности и вызовы для преподавателей и повлиять на их психоэмоциональное состояние. В статье рассматриваются такие вопросы, как цифровая нагрузка, цифровой стресс, профессиональное выгорание и анализируется их влияние на преподавателей в результате использования современных технологий. Цифровизация требует, чтобы преподаватели осваивали новые платформы и инструменты, что часто приводит к снижению стресса, эмоционального выгорания и профессиональной мотивации. Кроме того, в статье предлагаются возможные решения, такие как повышение цифровой грамотности, поддержка образовательных учреждений и внедрение гибких графиков работы, чтобы уменьшить негативные психологические последствия. Автор подчеркивает важность использования комплексного подхода для обеспечения психологического благополучия преподавателей в условиях цифровой трансформации.
Педагогика и методика образования
В статье рассматривается продолжающаяся дискуссия о выборе языка при обучении иностранному языку и его влияние на усвоение материала и эффективность преподавания. Анализируются три ключевые аспекты: исследования, подтверждающие преимущества и ограничения использования изучаемого языка в качестве основного средства обучения; трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при поддержании его использования в классе; а также практические стратегии максимального увеличения языкового погружения с учетом разнообразных потребностей учащихся. Хотя метод погружения широко поддерживается, реальные условия преподавания требуют более гибкого подхода. Уровень владения языком, когнитивная нагрузка и институциональные требования влияют на решения о том, когда и как включать родной язык в процесс обучения. В данной статье проводится синтез современных исследований, педагогических подходов и практического опыта, чтобы предложить сбалансированное обсуждение эффективного использования языков в обучении. Объединяя теоретические идеи с практическими рекомендациями, статья помогает преподавателям разрабатывать стратегии оптимального использования изучаемого языка, способствуя лучшему пониманию, вовлеченности и формированию навыков осмысленного общения на занятиях.
Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) оказывают значительное влияние на образовательные процессы, в том числе на преподавание курса «Бизнес-анализ». Актуальность работы заключается в том, что развитие цифровой экономики и рост объемов данных привели к повышенному спросу на специалистов по бизнес-анализу, вместе с тем традиционные методы преподавания данной дисциплины не всегда соответствуют современным требованиям рынка. А искусственный интеллект предлагает новые возможности для обучения, позволяя сделать процесс обучения более персонализированным, интерактивным и эффективным. Целью исследования является изучение влияния технологий ИИ на методы преподавания бизнес-анализа, выявление их преимуществ и возможных ограничений. Задача исследования – определение ключевых аспектов использования ИИ в обучении данной дисциплине, включая персонализацию учебных курсов, автоматизацию оценки знаний и применение интеллектуальных обучающих систем. В работе проводится анализ преимуществ и вызовов, связанных с интеграцией ИИ в образовательный процесс, и представлены рекомендации по дальнейшему внедрению и применению ИИ в образовательном процессе по курсу «Бизнес-анализа».
В данной статье рассматриваются педагогические аспекты применения Национальных корпусов русского и казахского языков. Проведен сравнительный анализ их структуры, текстовой базы, методов аннотации и возможностей использования в образовательном процессе. Результаты исследования подтверждают важность корпусов для изучения языка, грамматического и лексического анализа, а также формирования переводческих навыков. Установлено, что Национальный корпус казахского языка находится в стадии развития и требует дальнейшего совершенствования для полноценной интеграции в образовательную среду. Также обсуждается необходимость разработки методических рекомендаций по эффективному использованию корпусной лингвистики в преподавании.
Современные образовательные технологии все чаще ориентируются на персонализированный подход, который учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Важную роль в этом процессе играет педагогическая диагностика, позволяющая выявлять уровень знаний, стиль обучения и возможные затруднения студентов. В данной статье рассматривается разработка экспертной системы для поддержки адаптивного обучения, основанного на методах педагогической диагностики. Представлены ключевые принципы построения такой системы, включая анализ диагностических данных, формирование персонализированных образовательных траекторий и интеграцию методов искусственного интеллекта. Особое внимание уделено вопросам автоматизации оценки знаний и интеллектуальной поддержки преподавателей в процессе обучения. Проведен анализ существующих подходов и разработана концептуальная модель экспертной системы, которая способствует повышению качества образования за счет персонализации учебного процесса.
В статье проводится теоретический анализ понятий «медиаграмотность», «информационная грамотность», «медийная культура» и «медиаобразование». Рассматриваются актуальные проблемы повышения информационной и медиаграмотности педагогов. В условиях стремительного развития информационных технологий и медиа в системе образования очевидна необходимость совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Автор акцентирует внимание на значимости критического анализа информационных источников и развитии медиаграмотности как важного компонента профессиональной деятельности педагога. Рассматриваются пути эффективного использования медиа и информации в образовательном процессе, а также методы формирования медиаграмотности в системе повышения квалификации. В заключение представлена учебная программа, направленная на развитие информационной и медиаграмотности педагогов.
ISSN 2959-4006 (Online)