Воздействие классической музыки на эмоциональные состояния человека
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-30-39
Аннотация
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека, способствует сублимации эмоций, снижению тревоги, уровня стресса и т.д. Цель исследования – изучить психологические особенности воздействия классических музыкальных произведений на эмоциональные состояния человека. В исследовании принимали участие 40 испытуемых, средний возраст – 26 с половиной лет; 20 музыкантов и 20 человек немузыкантов. Психодиагностические измерения были проведены по следующей процедуре – испытуемые прослушивали пять классических музыкальных композиций, после прослушивания каждой композиции они оценивали свое эмоциональное состояние по методике «Самооценка эмоциональных состояний» К. Изарда. Статистическая обработка данных проводилась с применением критерия Фридмана для сравнения трех и более парных выборок и парного критерия Вилкоксона, использовалась программа SPSS, версия 23.0. Проведенное исследование динамики эмоциональных состояний при прослушивании классических произведений показало, что в целом идет повышение эмоционального тонуса с преобладанием позитивных эмоций и снижением негативного фона. Подобранные музыкальные произведения помогли прожить и сублимировать отрицательные эмоции.
Об авторах
Г. М. ДуйсалиеваКазахстан
Дуйсалиева Г. М., магистрант,
Алматы.
М. В. Мун
Казахстан
Мун М. В., к.пс.н., ассоциированный профессор,
Алматы.
Список литературы
1. Yeoh M. Effects of Classical Music and Preferred Music on Mental Health: an Interview with Dr. Miranda Yeoh // Electronic physician. 2016. No. 8. Р. 17–21.
2. Schubert E. Emotion felt by the listener and expressed by the music: literature review and theoretical perspectives // Front. Psychol. 2013. No. 4. Р. 837.
3. Clayton M. The social and personal functions of music in cross-cultural perspective / Oxford Handbook of Music Psychology, 2nd Edn. Oxford: Oxford University Press, 2016. Р. 47–62.
4. Kawase S., Obata S. Psychological responses to recorded music as predictors of intentions to attend concerts: emotions, liking, performance evaluations, and monetary value // Music. Sci. 2016. No. 20. Р. 163–172.
5. Lamont A., Greasley A.E., Sloboda J.A. Choosing to hear music: motivation, process, and effect / Oxford Handbook of Music Psychology, 2nd Edn. Oxford: Oxford University Press, 2016. Р. 431–440.
6. Batt-Rawden K., DeNora T. Music and informal learning in everyday life // Music Educ. Res. 2005. No. 7. Р. 289–304.
7. Saarikallio S. Music as emotional self-regulation throughout adulthood // Psychol. Music. 2011. No. 39. Р. 307–327.
8. van Goethem A., Sloboda J. The functions of music for affect regulation // Music. Sci. 2011. No. 15. Р. 208–228.
9. Cespedes-Guevara J., Eerola T. Music Communicates Affects, Not Basic Emotions – A Constructionist Account of Attribution of Emotional Meanings to Music // Front. Psychol. 2018. No. 9. Р. 215.
10. Ahmad N., Rana A. Impact of Music on Mood: Empirical Investigation // Research on Humanities and Social Sciences. 2015. No. 21. Р. 98–101.
11. Salimpoor V.N., Benovoy M., Longo G., Cooperstock J.R., Zatorre R.J. The Rewarding Aspects of Music Listening Are Related to Degree of Emotional Arousal // PLoS ONE. 2009. No. 4(10). Р. 7487.
12. Knight W.E., Rickard N.S. Relaxing music prevents stress-induced increases in subjective anxiety, systolic blood pressure, and heart rate in healthy males and females // Journal of Music Therapy. 2001. No. 38(4). С. 254–272.
13. Nilsson U., Unosson M., Rawal N. Stress reduction and analgesia in patients exposed to calming music postoperatively: a randomized controlled trial // European Journal of Anaesthesiology. 2005. No. 22. Р. 96–102.
14. Thoma M.V., La Marca R., Brönnimann R., Finkel L, Ehlert U. The Effect of Music on the Human Stress Response // PLoS ONE. 2013. No. 8(8). Р. 70156.
15. Yeoh P.M., Mahyuddin R., Ang M., Konting M. Music preferences of teenage students in relation to listener psychology and environmental influences // Proceedings of the National Conference on Graduate Research in Education. Faculty of Educational Studies. Universiti Putra Malaysia, Selangor, 2002. Р. 1–17.
Рецензия
Для цитирования:
Дуйсалиева Г.М., Мун М.В. Воздействие классической музыки на эмоциональные состояния человека. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(3):30-39. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-30-39
For citation:
Duisaliyeva G.M., Mun M.V. The impact of classical music on a person’s emotional states. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(3):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-30-39