Общая и социальная психология
В статье проанализировано качество жизни студентов и важность их удовлетворенности жизнью. Качество жизни студентов, их удовлетворенность жизнью и социально-психологические проблемы в их жизни были рассмотрены во взаимосвязи друг с другом. В результате теоретического анализа были установлены социально-психологические проблемы студентов как детерминанты, факторы, предпосылки качества их жизни, удовлетворенности своей жизнью. Социально-психологические проблемы в жизни студентов определялись по ответам на опрос 521 будущего специалиста, обучающегося по психолого-педагогическим образовательным программам городов Алматы, Астаны, Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара в 2023–2024 учебном году. Стала известна интегрированность социально-психологических проблем, полученная из ответов испытуемых. Сто четырнадцать социально-психологических проблем, выявленных в результате анализа, были выделены и классифицированы по девяти категориям. Значения количественных показателей в каждой категории определяли масштабность, многоаспектность и многофакторность социально-психологических проблем в жизнедеятельности студентов. Кроме того, коэффициент корреляции Пирсона показал, что взаимозависимость и взаимосвязь социально-психологических проблем в жизни студентов статистически значимы. Выявленные на уровне статьи социально-психологические проблемы в жизнедеятельности студентов показали, что повышение качества их жизни и уровень удовлетворенности собственной жизнью являются очень сложной и актуальной проблемой в современном казахстанском обществе.
Успех предпринимателя связан с его личностными и психологическими характеристиками, одними из которых являются коммуникативные и организационные склонности. Организаторские склонности способствуют эффективному управлению бизнесом, включая планирование, распределение ресурсов, установление приоритетов и контроль над процессами. Коммуникативные склонности, такие как адаптивность, эмпатия, умение убеждать, являются также важными для бизнеса. Цель статьи – исследование гендерных особенностей проявления коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся инновационно-предпринимательского университета «Туран». В статье представлены результаты сравнительного анализа организаторских и коммуникативных склонностей у студентов, планирующих предпринимательскую деятельность и обучающихся, планирующих работать в качестве наемных сотрудников. Исследование проведено с использованием теоретического анализа, опросника «Коммуникативные и организаторские склонности», статистического метода обработки данных – непараметрического критерия Манна-Уитни. В результате исследования были выявлены гендерные различия среди обучающихся, планирующих в дальнейшем стать предпринимателем. Степень проявления коммуникативных склонностей у юношей выше, чем у девушек. Степень проявления организаторских склонностей выше у девушек, чем у юношей. Различий в проявлении коммуникативных и организаторских склонностей среди юношей и девушек, планирующих работать по найму, выявлено не было. В соответствии с результатами исследования в образовательные программы студентов рекомендуется включить дисциплины, программы и тренинги развивающие организаторские и коммуникативные навыки.
Клиническая и специальная психология
Патологический гемблинг, или расстройство вследствие пристрастия к азартным играм, часто ассоциирован с другими психическими расстройствами, что требует несколько другого подхода в диагностике и лечении этих расстройств. В данном клиническом случае представлен пациент с патологическим гемблингом и коморбидной специфической фобией. Особенностью данного случая является применение интегративной психотерапевтической методики «Самосовладание». Этот клинический случай подчеркивает потребность в интегративной терапии при сочетанных расстройствах поведения как в более гибком и персонализированном подходе. Приведена демонстрация одного из этапов метода «Самосовладание» в виде диалога терапевта и пациента, анализа процесса интервенции при самых критических моментах состояний, с которыми не справляется пациент.
Прикладная психология и исследования
Тема «Теоретические аспекты экстраверсии и интроверсии» рассматривает важные аспекты психологии личности, основанные на концепциях экстраверсии и интроверсии, предложенных швейцарским психиатром, основоположником аналитической психологии Карлом Юнгом. Данная статья посвящена теоретическим аспектам концепции экстраверсии и интроверсии, предложенных Карлом Юнгом в рамках подхода анализа личности. В работе приводится анализ основных характеристик и качеств обоих полюсов личности, а также их влияния на восприятие и взаимодействие с окружающим миром. Рассмотрены основные характеристики экстравертированного и интровертированного поведения. Анализ современных исследований подтверждает концепции Юнга. Теоретические аспекты можно использовать на практике в контексте современной психологии и психотерапии. Цель статьи – дать широкое представление о теоретической основе экстраверсии и интроверсии и подчеркнуть их важность для понимания и работы с личностью человека.
В современном спортивном мире увеличивается внимание к психологическим аспектам командной деятельности. В этом контексте особый интерес представляет волейбол как динамичная и технически сложная игра, требующая высокой степени координации и взаимодействия в команде. Несмотря на обширные исследования психологии спорта в целом, психологические особенности волейболистов-любителей до сих пор остаются малоизученными. Данная статья представляет собой теоретический анализ современных исследований, направленных на выявление и понимание психологических аспектов, влияющих на командную динамику волейбольных любителей. Цель исследования заключается в изучении психологических аспектов в командном волейболе среди начинающих игроков и выявлении возможных гендерных различий. Задачи исследования включают в себя теоретический анализ психологии спорта, исследование психологических особенностей молодых волейболистов, а также определение сходств и различий между психологическими характеристиками юношей и девушек в волейболе.
В статье рассматривается влияние социально-демографических, психологических характеристик казахстанских семей на распространение бытового насилия в отношении женщин. В работе рассматриваются виды бытового насилия, установлена регрессионная модель, определяющая социально-демографический портрет семей, находящихся в трудной ситуации, и факторы, способствующие вероятности бытового насилия в отношении женщин. В результате исследовательской работы было подтверждено, что бытовое насилие в отношении женщин связано со склонностью опрошенных к патриархальным взглядам в гендерных отношениях и терпимостью к этой проблеме в обществе.
Педагогика и методика образования
В статье обосновывается важность улучшения и совершенствования всей системы образования в РК при осуществлении конкретных мер для повышения качественной подготовки кадров, в том числе и специалистов иностранных языков. Должны быть поставлены как практические, так и воспитательные и образовательные цели обучения иностранным языкам. О необходимости уделять особое внимание правильному определению целей обучения и соответствию методики данным целям в условиях обучения. Несоблюдение этих принципов может привести к формальным оценкам результатов обучения и необъективным оценкам, основанным на ожиданиях, а не на реальных достижениях. Цель статьи – обсуждение вопросов обучения иностранному языку в вузе и перспективы его преподавания в будущем. Среди основных недостатков методической концепции учебных курсов, независимо от их датировки, можно выделить односторонний подход в толковании и решении ключевых проблем методического подхода. В статье проанализированы проблемы, включающие в себя вопросы соотношения и взаимодействия разных видов речевой деятельности в процессе обучения, мотивации в овладении иностранным языком, организации языкового материала и его усвоения, роли родного языка в процессе освоения иностранного языка в различных стадиях обучения.
Статья посвящена исследованию компетенций воспитателей в области диагностики языкового развития детей 5–6 лет, рассматриваемого как ключевой критерий их благополучия. Цель исследования – анализ роли воспитателей в мониторинге речевого развития дошкольников как критерия их благополучия, а также важность их компетенций для своевременного выявления отклонений в речевом развитии и корректировки педагогических стратегий. Задача исследования – теоретический анализ влияния эффективной диагностики языкового развития детей 5-6 лет как критерия их благополучия. Научная значимость работы заключается в анализе влияния речевого развития на благополучие детей дошкольного возраста, что позволяет понять механизмы их адаптации в социальной среде. Практическое значение исследования связано с возможностью улучшения качества исследования компетенций воспитателей по диагностике языкового развития детей 5–6 лет как критерия их благополучия.
В статье проводится теоретический анализ понятий «медиаграмотность», «информационная грамотность», «медийная культура» и «медиаобразование». Рассматриваются актуальные проблемы повышения информационной и медиаграмотности педагогов. В условиях стремительного развития информационных технологий и медиа в системе образования очевидна необходимость совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Автор акцентирует внимание на значимости критического анализа информационных источников и развитии медиаграмотности как важного компонента профессиональной деятельности педагога. Рассматриваются пути эффективного использования медиа и информации в образовательном процессе, а также методы формирования медиаграмотности в системе повышения квалификации. В заключение представлена учебная программа, направленная на развитие информационной и медиаграмотности педагогов.
Преподавание русского языка и литературы в средней школе представляет собой важный процесс, направленный на развитие у учащихся не только языковых и литературных компетенций, но и критического мышления, креативности и коммуникативных навыков. В статье рассматриваются педагогические аспекты преподавания этих предметов с акцентом на современные методики обучения, интеграцию цифровых технологий и инновационных средств обучения. Исследуется, как адаптация традиционных подходов к новым образовательным стандартам и потребностям учащихся способствует повышению вовлеченности и улучшению результатов обучения. Особое внимание уделяется анализу проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процессе внедрения инноваций, а также выявлению эффективных стратегий для формирования глубоких лингвистических и литературных навыков у школьников. Результаты исследования окажутся полезными для учителей, стремящихся модернизировать свой подход к преподаванию, используя передовые образовательные практики.
ISSN 2959-4006 (Online)