Коммуникативные и организаторские навыки будущих предпринимателей: гендерные различия
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-1-16-25
Аннотация
Успех предпринимателя связан с его личностными и психологическими характеристиками, одними из которых являются коммуникативные и организационные склонности. Организаторские склонности способствуют эффективному управлению бизнесом, включая планирование, распределение ресурсов, установление приоритетов и контроль над процессами. Коммуникативные склонности, такие как адаптивность, эмпатия, умение убеждать, являются также важными для бизнеса. Цель статьи – исследование гендерных особенностей проявления коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся инновационно-предпринимательского университета «Туран». В статье представлены результаты сравнительного анализа организаторских и коммуникативных склонностей у студентов, планирующих предпринимательскую деятельность и обучающихся, планирующих работать в качестве наемных сотрудников. Исследование проведено с использованием теоретического анализа, опросника «Коммуникативные и организаторские склонности», статистического метода обработки данных – непараметрического критерия Манна-Уитни. В результате исследования были выявлены гендерные различия среди обучающихся, планирующих в дальнейшем стать предпринимателем. Степень проявления коммуникативных склонностей у юношей выше, чем у девушек. Степень проявления организаторских склонностей выше у девушек, чем у юношей. Различий в проявлении коммуникативных и организаторских склонностей среди юношей и девушек, планирующих работать по найму, выявлено не было. В соответствии с результатами исследования в образовательные программы студентов рекомендуется включить дисциплины, программы и тренинги развивающие организаторские и коммуникативные навыки.
Список литературы
1. Ajzen I. The theory of planned behaviour. Organization behaviour and human Decision Process. 1991, no. 2, pp. 179–211.
2. Хусаинова Ж.С., Жартай Ж.М., Адилова Ж.Г. Особенности социально-экономического портрета субъектов молодежного предпринимательства в национальной экономике // Вестник Карагандинского университета. – 2019. – № 94(2). – С. 182–195.
3. Ndofirepi T. Relationship between entrepreneurship education and entrepreneurial goal intentions: psychological traits as mediators // Journal of innovation and entrepreneurship. 2020, no. 9(2), pp. 2–20.
4. Liao Sh., Javed H., Sun L., Abbas M. Influence of entrepreneurial support programs on nascent entrepreneurial intention among university students in China // Frontiers in psychology. 2022, no. 1322, p. 955591.
5. Lechuga Sancho M.P., Ramos-Rodriguez A.R., Frende Vega M. The influence of university entrepreneurship- oriented training in the transformation of intentions into new businesses // The international journal of management education. 2022, no. 20, pp. 251–269.
6. Giurea C., Benavides-Espinosab M.M., Roig-Dobonbc S. The entrepreneurial process: The link between intentions and behavior // Journal of business research. 2020, no. 112, pp. 541–548.
7. Bischoff K., Volkmann C.K., Audretsch D.B. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: an analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // The journal of technology transfer. 2018, no. 1, pp. 20–46.
8. Tingey L., Larzelere F., Goklish N., Rosenstock S., Mayo-Wilson L.J., Pablo E. Entrepreneurial, economic and social well-being outcomes from an RCT of a youth entrepreneurship education intervention among Native American adolescents // Enternational journal of Environmental research and public health. 2020, no. 17, p. 2383.
9. Синявский В.В., Федорошин В.А. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности». URL: psycholog.volsklicei.ru.
10. Watzlawick P., Beavin J., Jackson D. Menschliche Kommunikation. Formen. Störungen, Paradoxien. Verlag: Huber, Bern, 13. Unveränderde Auflage. 2016, p. 324.
11. Корнеева А.В., Губернаторова Э.В., Кузина Е.В., Сметанина М.Ю., Усвят Н.Д. Коммуникативные и организаторские компетенции студенческой молодежи // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 4. – С. 78.
12. Kleimola R., Leppisaari I. Learning analytics to develop future competences in higher education: A case study // International journal of education technology in Higher education. 2022, no. 19. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-022-00318-w.
13. Hitt M.A., Holmes R.M., Mistry S. Senior leadership teams and the agile organization. 2023, p. 27.
14. Botella-Carrubi D., Ulrich-Berenguer K., Ribeiro Soriano D. What entrepreneurial skills are the key to startup finance performance? // Venture capital. 2023.
15. Shi W. The connotation and structure of intrapreneurs competence: An empirical analysis based on UCINET and questionnaire survey // American society for engineering education. 2022.
16. Talanov S.L., Gadzhibabaeva A.A. Entrepreneurship in life plans of students of high schools: gender differences // Woman in Russian society. 2019, pp. 52–63. URL: https://doi:10.21064/WinRS.2019.1.5.
17. Farradinna S., Syafitri N., Herawati I. An exploratory factor analysis of entrepreneurship psychological readiness (EPR) instrument // Innovation and Entrepreneurship. 2023. URL: https://doi.org/10.1186/s13731-023-00314-y.
18. Makhmutova E.N., Voronina R.N. Designing the educational environment of the university for the development of entrepreneurial skills of students // Russian psychological journal. 2022, no. 19, pp. 123–134. URL: https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.8
Рецензия
Для цитирования:
Герасимова Н.С. Коммуникативные и организаторские навыки будущих предпринимателей: гендерные различия. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2024;(1):16-25. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-1-16-25
For citation:
Gerassimova N.S. Communication and organizational skills of future entrepreneurs: gender differences. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2024;(1):16-25. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-1-16-25