Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

Общая и социальная психология

7-13 67
Аннотация

Статья об исследованиях субъективного благополучия в контексте Казахстана. Проблема определения «субъективное благополучие» в терминологии Казахстана. Статья исследует существующие работы в данной области, включая исследования, посвященные субъективному благополучию студентов. Студенчество – важный социальный ресурс, и в стране особое внимание уделяется сложному периоду социализации молодежи и необходимости создания условий для психологического благополучия, что является важным фактором в обеспечении благоприятной среды для самореализации студентов как инвестиции в будущее страны. Исследуется выяснение влияния монетизации как реализации студентами личностных и индивидных ресурсов на уровень их субъективного благополучия.

Клиническая и специальная психология

14-22 63
Аннотация

В этой статье рассматриваются теоретические основы стигматизации психических заболеваний в обществах Центральной Азии, с особым акцентом на Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Опираясь на теорию социальной идентичности, культурную психологию и основы постсоветского переходного периода, мы исследуем, как историческое наследие, культурные верования и социально-экономические факторы способствуют стигматизации психических расстройств в регионе. В статье утверждается, что стигматизация психических заболеваний в Центральной Азии проявляется на нескольких уровнях – структурном, социальном и интернализованном – и глубоко укоренилась в коллективистских культурных рамках, которые подчеркивают честь семьи и общественное мнение. Мы предлагаем комплексную теоретическую модель, которая объединяет наследие советской психиатрии с традиционными системами верований и современным социально-экономическим давлением. Эта модель обеспечивает основу для понимания мер по снижению стигматизации и клинических подходов, которые могут оказаться эффективными в условиях Центральной Азии.

Прикладная психология и исследования

23-30 67
Аннотация

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между жизненной стратегией и выбором профессии у старшеклассников. Целью исследования является выявление взаимосвязи между параметрами темперамента (по методике ОФДСИ В.М. Русалова), чертами личности (Большая пятерка) и профессиональным типом (по Дж. Холланду), с одной стороны, и выбором будущей профессии – с другой. В исследовании приняли участие 68 учащихся десятых классов. Для сбора данных использовались следующие методики: Биг 5 (пятифакторный личностный опросник в адаптации А.Б. Хромова); опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова; тест профессионального личностного типа Дж. Холланда. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу для выявления взаимосвязей между изучаемыми переменными. Результаты исследования показали, что формирование профессионального личностного типа у учащихся 10-го класса тесно связано с особенностями их жизненной стратегии. Комбинация таких характеристик, как эргичность, экстраверсия и открытость опыту, характерна для людей с активной жизненной стратегией и часто связана с выбором профессий, требующих инициативности и лидерских качеств. В то же время добросовестность и низкий уровень нейротизма способствуют формированию более долгосрочных и реалистичных жизненных планов, что может отразиться на выборе профессии и построении карьеры. Связывая результаты исследования с понятием жизненной стратегии, мы получаем более целостное представление о том, как индивидуальные особенности личности влияют на профессиональный выбор и жизненный путь в целом. Это позволяет более эффективно оказывать психологическую помощь подросткам в процессе профессионального самоопределения.

Педагогика и методика образования

31-37 68
Аннотация

В данной статье рассматривается процесс разработки базы знаний для поддержки адаптивного обучения на основе педагогической диагностики. Адаптивное обучение становится важным инструментом для персонализированного подхода в образовании, позволяя динамически изменять образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Особое внимание уделяется роли педагогической диагностики в выявлении сильных и слабых сторон обучающихся, а также в формировании индивидуализированных траекторий обучения. В статье анализируются существующие методы и подходы, использующие искусственный интеллект, экспертные системы и аналитические инструменты для автоматизации обработки и интерпретации диагностических данных. Приводится концептуальная модель базы знаний, которая может существенно повысить эффективность образовательного процесса, обеспечив более точную диагностику и оптимизацию образовательных стратегий.

38-47 36
Аннотация

Статья посвящена анализу и внедрению инновационных методик преподавания экономической теории, направленных на повышение эффективности образовательного процесса для студентов поколения Z. Цель исследования – выявить перспективные направления модернизации методик преподавания экономической теории для зумеров, оценить их эффективность и предложить оптимальные решения для преподавателей. Основные идеи работы включают внедрение интерактивных технологий, деловых и ролевых игр, кейс-метода, геймификации и цифровых инструментов в образовательный процесс. Научная и практическая значимость исследования обусловлена необходимостью адаптации образовательных программ к особенностям и требованиям поколения Z. Рассматривается актуальность инновационного подхода, анализируются преимущества новых методик и их влияние на качество обучения поколения зумеров. Методология исследования включает анализ теоретических подходов к инновационному обучению, сравнительный анализ традиционных и современных методик, а также эмпирическое исследование на основе опыта внедрения инновационных методов обучения экономической теории в университете «Туран». Результаты исследования показывают, что использование инновационных методик позволяет повысить вовлеченность студентов, улучшить усвоение материала и развить практические навыки, востребованные в профессиональной деятельности. Ценность работы заключается в научном обосновании необходимости применения инновационных методик в образовательном процессе для подготовки более компетентных специалистов, готовых к вызовам транзитивной экономики Казахстана. Практическое значение исследования заключается в возможности адаптации предложенных методик для студентов поколения Z, имеющих особенности обучения, а также в разработке практических рекомендаций для преподавателей.

48-53 56
Аннотация

В статье рассматривается важность акцента на развитии когнитивно-аргументативных навыков студентов, которые включают способность логически обоснованно формулировать и защищать свою точку зрения, эффективно излагать идеи и реализовывать речевые интенции на устном и письменном уровнях. Автор стремится привить обучающимся навыки критического мышления, анализа дискурса и аргументации с учетом ситуации общения, а также социальных, культурных и этических норм. Важными элементами этого процесса являются такие компетенции, как лексико-грамматическая и дискурсивная компетентность, навыки анализа текстов и аргументированного обсуждения, а также умение выстраивать логическую структуру речевого взаимо действия, обеспечивающую эффективную коммуникацию в различных контекстах. Автор утверждает, что компетентностная модель личности современного специалиста включает в себя наиболее важные аспекты личностного потенциала и профессиональной культуры, что, в свою очередь, способствует эффективному выполнению задач в различных сферах. Особое внимание уделяется формированию у студентов навыков логического и критического мышления, что позволяет им принимать нестандартные решения и аргументированно доносить свои идеи в профессиональной среде.

54-58 51
Аннотация

Современные методы преподавания иностранных языков становятся все более разнообразными и адаптированными к нуждам студентов. Целью данного исследования является анализ наиболее эффективных стратегий, методов и подходов, используемых в обучении иностранным языкам, способствующие повышению качества обучения. Основное внимание уделяется современным способам обучения, включая коммуникативный метод, проектное обучение и использование информационных технологий, а также рассматриваются ключевые методики, такие как коммуникативный подход, интерактивные методы, грамматико-поддерживающий подход и использование мультимедийных технологий.  Выделяются ключевые аспекты, которые способствуют успешному усвоению иностранного языка, такие как мотивация учащихся и индивидуальный подход к обучению. Результаты исследования подтверждают, что интеграция различных методов и подходов способствует развитию языковых навыков и уверенности учащихся в использовании иностранного языка. Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций для преподавателей, направленных на улучшение учебного процесса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)