Жизненная стратегия и профессиональное самоопределение в период ранней юности: взаимосвязи и особенности
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-4-23-30
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между жизненной стратегией и выбором профессии у старшеклассников. Целью исследования является выявление взаимосвязи между параметрами темперамента (по методике ОФДСИ В.М. Русалова), чертами личности (Большая пятерка) и профессиональным типом (по Дж. Холланду), с одной стороны, и выбором будущей профессии – с другой. В исследовании приняли участие 68 учащихся десятых классов. Для сбора данных использовались следующие методики: Биг 5 (пятифакторный личностный опросник в адаптации А.Б. Хромова); опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова; тест профессионального личностного типа Дж. Холланда. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу для выявления взаимосвязей между изучаемыми переменными. Результаты исследования показали, что формирование профессионального личностного типа у учащихся 10-го класса тесно связано с особенностями их жизненной стратегии. Комбинация таких характеристик, как эргичность, экстраверсия и открытость опыту, характерна для людей с активной жизненной стратегией и часто связана с выбором профессий, требующих инициативности и лидерских качеств. В то же время добросовестность и низкий уровень нейротизма способствуют формированию более долгосрочных и реалистичных жизненных планов, что может отразиться на выборе профессии и построении карьеры. Связывая результаты исследования с понятием жизненной стратегии, мы получаем более целостное представление о том, как индивидуальные особенности личности влияют на профессиональный выбор и жизненный путь в целом. Это позволяет более эффективно оказывать психологическую помощь подросткам в процессе профессионального самоопределения.
Об авторах
А. Д. БеляковаКазахстан
Белякова А.Д., м.соц.н., сениор-лектор,
г. Алматы.
М. В. Мун
Казахстан
Мун М.В., к.пс.н., ассоциированный профессор,
г. Алматы.
Н. А. Логинова
Россия
Логинова Н.А., д.пс.н., профессор,
г. Cанкт-Петербург.
Список литературы
1. Дуйсенбеков Е.Б., Байкулова А.М. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение как психолого-педагогическое явление и процесс // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2020. – № 1. – С. 169–174.
2. Атаева С.А., Бабаева З., Ковусова Э. Методы профориентации в современной психологии: подходы и перспективы // Вестник науки. – 2023. – Т. 1. – № 10(67). – С. 226–230.
3. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. – Курган: Издво Курганского гос.университета, 2000. – 23 с.
4. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: учебно-метод.пособие. – М., 1997. – 35 с.
5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно- методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис. – 2005. – 208 с.
6. Ходжаев Б.Х. Общая характеристика подросткового возраста и становление самосознания в подростковый период // Academic research in educational sciences. 2021. Vol. 2. No. CSPI conference 1. P. 1102–1109.
7. Захарова И.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16. – №. 4. – С. 120–135.
8. Андрианов А.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в построении образовательной стратегии // Академическая мысль. – 2022. – №. 3(20). – С. 12–16.
9. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 365 с. URL: https://urait.ru/bcode/536703 (дата обращения: 11.12.2024)
10. Ситникова И.В. Образ будущей профессии в построении профессиональных планов студентов // Молодежь: актуальные социальные практики. – 2020. – С. 95–111.
11. Корнеева А.В. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 121–123.
12. Резапкина Г.В. Две модели сопровождения выбора профессии // Digital society as a cultural and historical context of human development. – 2020. – С. 328–333.
13. Бейсембаев Г.Б., Шерьязданова Х.Т. Новая технология проведения профориентационной работы // Высшее образование сегодня. – 2015. – №. 6. – С. 32–36.
14. Садыкова А., Атемова К., Джексенбаева К. Жоғары сынып оқушыларының кәсіп таңдауына әсер етуші психологиялық факторлар // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. – 2024. – Т. 79. – № 2.
15. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. – 1989. – Т. 5. – С. 158–164.
Рецензия
Для цитирования:
Белякова А.Д., Мун М.В., Логинова Н.А. Жизненная стратегия и профессиональное самоопределение в период ранней юности: взаимосвязи и особенности. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2024;(4):23-30. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-4-23-30
For citation:
Belyakova A.D., Mun M.V., Lоginоvа N.А. Life strategy and vocational self-determination during early adolescence: interconnections and characteristics. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2024;(4):23-30. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2024-1-4-23-30