Общая и социальная психология
Цель статьи проанализировать имеющиеся теоретические и экспериментальные исследования к изучению личностных факторов эмоционального выгорания. В качестве источников исследования использовались интернет-ресурсы: с крупнейшей единой базой данных Scopus, PsycINFO, бесплатной социальной сетью с возможностью поиска и обмена научными работами ResearchGate, просмотрены зарубежные коллек ции в открытом доступе: Elibrary.ru., Frontiersin.org., Webofsciens, Dissercart.com., Dslib.net., Rsl.ru., и другие. Проведенный обзор литературы позволил выделить четыре группы личностных факторов, влияющих на про явление синдрома эмоционального выгорания: типологический фактор, ролевой фактор, организационный фактор, мотивационный фактор, экзистенциальный фактор, ресурсный фактор. Проведенный анализ показал необходимость проведения дальнейших исследований по развитию личностных ресурсов сотрудников для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Клиническая и специальная психология
Образ тела индивидуума, отражая индивидуальный стиль, состояние здоровья и даже социальный статус, определяет его самовосприятие и восприятие его окружающими. Один из важных вопросов, ставящийся многими исследователями, – от каких компонентов зависит удовлетворенность собственным телом и как в дальнейшем отношение к своему телу может повлиять на благополучие человека и его психическое состояние. Целью данной статьи явился систематический обзор актуальных исследований за последние пять лет, изучающих взаимосвязь удовлетворенности образом своего тела с психологическим благополучием человека. Научная значимость обзора заключается в обобщении современных данных и исследований в этой области для дальнейшей разработки плана проведения экспериментального исследования в Казахстане на выборке женщин первого периода среднего возраста. Настоящее исследование позволяет более подробно проанализировать взаимосвязи удовлетворенности образом своего тела и психологического благополучия, что с точки зрения практической значимости способствует созданию новых и усовершенствованию существующих программ психологической помощи людям, имеющим запросы на повышение качества жизни и психологического благополучия, принятию себя и снижению риска развития расстройств пищевого поведения. При написании работы был использован метод теоретического анализа научной литературы, включающий систематизацию и обобщение актуальных данных по теме образа тела и психологического благополучия. Результатами данной статьи являются выводы об обнаружении тесных связей между психологическим благополучием и образом тела, влиянием удовлетворенности образом тела на вероятность возникновения расстройств пищевого поведения, а также влияние социальных сетей на неудовлетворенность образом своего тела. Ценность проведенного исследования – в прицельном изучении вопроса взаимосвязи психологического благополучия и образа тела. Полученные выводы мы планируем использовать для составления плана дальнейшего исследования образа тела на выборке женщин первого периода среднего возраста (21 год–35 лет) в Казахстане.
Прикладная психология и исследования
Данная статья представляет результаты исследования, нацеленного на выявление различий в психологических особенностях мужских и женских любительских волейбольных команд. Основная цель исследования состоит в анализе ключевых психологических характеристик игроков, выявлении различий в мотивации и целях участия в спорте, оценке уровня стрессоустойчивости и психологической устойчивости участников обоих полов, а также исследовании влияния этих психологических особенностей на спортивные достижения. Полученные результаты позволяют выделить специфические психологические требования для тренировочного процесса и разработать индивидуализированные подходы к подготовке волейболистов разного пола. Это исследование имеет важное значение для тренеров, психологов и спортсменов, стремящихся оптимизировать процесс подготовки и повысить эффективность спортивных достижений волейболистов-любителей.
В статье рассматривается многоаспектность понятия «межличностная толерантность» и ее тесная связь со способностью человека принимать разнообразие. Результаты исследования выявили значимую роль социально-демографических факторов во взаимодействии студентов. Однако было установлено, что влияние этих факторов на уровень коммуникативной толерантности не является однозначным. Это свидетельствует о том, что межличностная толерантность студентов в большей степени связана с индивидуальными характеристиками личности, такими как восприятие, доверие и доброжелательность, нежели с культурными и социальными нормами.
Педагогика и методика образования
Современное университетское образование нацелено на подготовку конкурентоспособных специалистов, способных обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие страны. Реализация этой цели возможна при условии интеграции инновационных стратегий и технологий профессиональной подготовки, отвечающих новым вызовам и трендам мировой образовательной системы. Целью исследования явилось исследование и систематизация инновационных стратегий и технологий подготовки специалистов. Основными направлениями исследования явились: определение приоритетных стратегий внедрения инноваций, динамики исследований по данной проблеме, систематизация смысловых блоков публикаций по проблеме интеграции инновационных стратегий и технологий. Был осуществлен контент-анализ и тематический анализ публикаций журнала «Педагогические науки» платформы MDPI данных SCOPUS и базы журналов по направлению «Образование, педагогические науки», рекомендованных к изданию Комитетом по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства высшего образования и науки Республики Казахстан. Сравнительный анализ международной и казахстанской баз изданий позволил выявить специфику смысловых и содержательных блоков казахстанских исследований и приоритетов в применения образовательных технологий. Ценность исследования заключается в определении перспектив интеграции мирового опыта инноваций в систему высшего образования Республики Казахстан. Практическая значимость исследования заключается в возможности расширения диапазона используемых технологий и методов обучения, применяемых преподавателями университетов.
В статье рассматривается понятие позитивной педагогики и ее влияние на эмоциональное благополучие студентов. По мере того как в системе высшего образования возрастает значение эмоциональной устойчивости и психологической поддержки, преподавателям необходимо осваивать стратегии повышения мотивации студентов, укрепления их уверенности в себе и развития навыков управления стрессом. В статье анализируются ключевые подходы, такие как создание благоприятной психологической среды, мотивационная роль обратной связи, развитие эмоционального интеллекта и содействие самосовершенствованию студентов. Кроме того, предлагаются эффективные методы практического применения позитивной педагогики в образовательном процессе.
ISSN 2959-4006 (Online)