Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF
63-71 291
Аннотация

В статье отражены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. В ходе работы решается ряд задач: изучить проблему профессионального самоопределения подростков в психологической литературе и определить его ключевые характеристики; подобрать диагностический инструментарий в соответствии с содержательными и структурными характеристиками профессионального самоопределения современных подростков; определить особенности профессионального самоопределения подростков в ходе эмпирического исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональное самоопределение на разных этапах подросткового возраста имеет особенности и отличия: для первого этапа подросткового возраста характерна неопределенная или навязанная профессиональная идентичность, в отличие от сформированной профессиональной идентичности на втором этапе подросткового возраста; для девочек и мальчиков первого этапа подросткового возраста доминирующими профессиональными типами являются социальный и конвенциональный, для девочек и мальчиков второго этапа – интеллектуальный и предпринимательский. Исследование имеет новизну и практическую значимость, которые заключаются в том, что расширено представление о фактах, раскрывающих понимание психологических особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. Диагностический инструментарий и результаты эмпирического исследования будут полезны для психологов-консультантов, профориентаторов.

 

5-11 566
Аннотация

Статья посвящена изучению теоретических основ проблемы удовлетворенностью жизнью и психологического благополучия личности. Известно, что психологическое благополучие является важным аспектом жизни каждого человека, поэтому важно раскрыть полное содержание этого понятия, его структурных компонентов, а также его соотношение с психологическим феноменом удовлетворенности жизнью. В связи с этим нами были рассмотрены различные подходы к пониманию этих двух феноменов, проанализированы различные аспекты и факторы, влияющие на них. Отмечается значимость социального окружения и психофизического здоровья индивида в ощущении личностью психологического благополучия.

 

12-22 460
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта подростка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы и значимость развития проблемы. Определена роль и влияние эмоционального интеллекта в жизнедеятельности подростка. Рассмотрены составные элементы эмоционального интеллекта. Представлены разные подходы и модели в изучении эмоционального интеллекта, а также результаты исследования эмоционального интеллекта, психологического пола подростков. Исследованы особенности эмоционального интеллекта, его роль и влияние в формировании личности подростка, взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического пола подростка. Для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений в качестве метода оценки эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла. С целью определения психологического пола подростков была использована методика С. Бем «Диагностика гендерной идентичности». Согласно результатам исследования у большинства подростков наблюдается низкий уровень эмоционального интеллекта. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками по уровню выраженности факторов эмоциональной осведомленности, управления эмоциями, самооценки, эмпатии, интегративного показателя эмоционального интеллекта у подростков не выявлено. Выявлена умеренно нормальная положительная связь между переменными эмоциональной осведомленности и феминностью. Результаты данной статьи могут быть полезны при осуществлении исследовательской работы по развитию уровня эмоционального интеллекта подростков.

Клиническая и специальная психология

23-32 161
Аннотация

В данной статье рассматривается режим нераспространения ядерного оружия как фактор, влияющий на распространение радиофобии в обществе. По мнению автора статьи, укрепление режима нераспространения ядерных технологий в целом и ядерного оружия в частности способно существенно снизить уровень радио- фобии в обществе. Целью данной статьи является рассмотрение ряда предложений, способных укрепить режим нераспространения ядерного оружия, повышения доверия между ведущими ядерными державами и снижения страха применения ОМП в обществе. Научная значимость работы заключается в том, что иссле- дование не ставит под сомнение практическую пользу ядерных технологий, также не ставит своей целью полный запрет их использования. Осознавая пользу ядерных технологий в энергетике, медицине и космиче- ских исследованиях, работа ставит своей целью поиск безопасных способов использования мирного атома и минимизацию рисков применения этих технологий в деструктивных целях. При написании работы использо- ваны такие научные методы исследования, как общетеоретический, анализ, синтез, логический, сравнитель- но-правовой, исторический, а также метод анализа и толкования правовых актов. В данной работе проведен анализ военных доктрин основных ядерных держав, в результате сделан вывод о необходимости разработки ряда универсальных мер, укрепления режима нераспространения ядерного оружия. Ценность исследования заключается в том, что в нем присутствует ряд конкретных предложений, которые могут способствовать укреплению режима ядерного нераспространения.

33-42 423
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков у медицинских сестер. Коммуникативные навыки являются одной из ключевых компетенций современного медика. При обучении коммуникативным навыкам (КН) специалисты по КН не уделяют особого внимания личностным особенностям обучающихся. При этом формирование КН зависит не только от технологий обучения, но и от личностных характеристик обучающегося. Данная работа посвящена изучению факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетенции у медицинских сестер.

 

Прикладная психология и педагогика

43-52 353
Аннотация

Целью данной статьи является обзор современных зарубежных исследований по проблеме профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов. Эмоциональное выгорание рассматривается как состояние, которое приводит к изменению индивидуальных психологических особенностей полицейских, таких как невротизация и тревога. В этом случае эмоциональное выгорание определяется как реакция на внешние обстоятельства, отражающие специфику профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что при определении уровней эмоционального выгорания зарубежные исследователи в основном применяют метод В.В. Бойко (напряжение, сопротивление, истощение). Выводы исследования выявили существенную связь между психофизиологическими показателями, индивидуальными характеристиками испытуемых и их выгоранием. Таким образом, это исследование в изучении выгорания подчеркивает важность учета индивидуальных различий также возрастных особенностей. Результаты исследования послужат Казахстанским ученым расширению теоретических представлений и аналитических возможностей будущих исследований в области профессиональное выгорание не только у представителей педагогической и медицинской сферы, но и у сотрудников правоохранительных органов.

Психолого-педагогические исследования

53-62 181
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния творческих способностей на когнитивно-деятельностный стиль у студентов. В ходе исследования сделан обзор научной литературы и показана актуальность темы. Данное исследование проведено на 80 казахскоязычных студентах вуза в городе Алматы. В ходе исследования использовались методики Диагностики личностной креативности (F. Williams, модификация: Э.Э. Туник) и Исследования когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка; α = 0,927). Коэффициент α-Кронбаха метода диагностики креативности личности, применяемого впервые на казахском языке, определен равным 0,7 и статистически доказана его достоверность. В результате корреляционного анализа были обнаружены прямые положительные связи между такими параметрами творческих способностей, как склонность к риску, любознательность, сложность и воображение, и типами когнитивно-поведенческого стиля. А также с использованием критерия Крускала-Уоллеса для каждой шкалы определялась модель когнитивно-поведенческого стиля. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами и исследователями при работе с казахскоязычными респондентами.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)