Исследование профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов: теоретический анализ
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-43-52
Аннотация
Целью данной статьи является обзор современных зарубежных исследований по проблеме профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов. Эмоциональное выгорание рассматривается как состояние, которое приводит к изменению индивидуальных психологических особенностей полицейских, таких как невротизация и тревога. В этом случае эмоциональное выгорание определяется как реакция на внешние обстоятельства, отражающие специфику профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что при определении уровней эмоционального выгорания зарубежные исследователи в основном применяют метод В.В. Бойко (напряжение, сопротивление, истощение). Выводы исследования выявили существенную связь между психофизиологическими показателями, индивидуальными характеристиками испытуемых и их выгоранием. Таким образом, это исследование в изучении выгорания подчеркивает важность учета индивидуальных различий также возрастных особенностей. Результаты исследования послужат Казахстанским ученым расширению теоретических представлений и аналитических возможностей будущих исследований в области профессиональное выгорание не только у представителей педагогической и медицинской сферы, но и у сотрудников правоохранительных органов.
Об авторах
Г. Т. ЫскакКазахстан
докторант
г. Алматы
О. С. Сангилбаев
М. Б. Ахметжанова
Список литературы
1. Пряхина М.В. Эмоциональное выгорание сотрудников полиции: феноменология и профилактика // Прикладная психология и педагогика. 2021. – Том 6. – № 4.
2. Freundenberger H.J. Staff burn out // Journal of social sciences. 1974. No. 30. P. 159–166.
3. Maslach C. Burnout: The Cost of Caring // Engelwood Cliffs. NJ: Prentice Hall, 1982. P. 276.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
5. Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 1(69). – С. 205–209.
6. Нагоски Ж., Нагоски Э. Выгорание: новый подход к избавлению от стресса. – Moсква, 2020. – 24 с.
7. Психология здоровья. Учебник для вузов / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2006. – 607 с.
8. Агапова Е.В. Психологические особенности синдрома профессионального выгорания у государственных служащих / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Санкт-Петербург, 2016. – 28 c.
9. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб // Работник социальной службы. – 2008. – № 1. – С. 75–103.
10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
11. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
12. Винокур В.А., Рыбина О.В. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей // Интегративная медицина. Материалы II национального конгресса. – СПб., 2005. – С. 36–39.
13. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Труды международного симпозиума. Под ред. Л. Леви. – Л., 1970. – С. 178–209.
14. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента) / Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 22 с.
15. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90–101.
Рецензия
Для цитирования:
Ыскак Г.Т., Сангилбаев О.С., Ахметжанова М.Б. Исследование профессионального выгорания сотрудников правоохранительных органов: теоретический анализ. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):43-52. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-43-52
For citation:
Iskаk G.Т., Sаngilbayev О.S., Аhmеtzhаnоvа М.B. Study of professional burnout of law enforcement officers: theoretical analysis. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):43-52. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-43-52