Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Влияние творческих способностей на когнитивно-деятельностный стиль у студентов

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-53-62

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния творческих способностей на когнитивно-деятельностный стиль у студентов. В ходе исследования сделан обзор научной литературы и показана актуальность темы. Данное исследование проведено на 80 казахскоязычных студентах вуза в городе Алматы. В ходе исследования использовались методики Диагностики личностной креативности (F. Williams, модификация: Э.Э. Туник) и Исследования когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка; α = 0,927). Коэффициент α-Кронбаха метода диагностики креативности личности, применяемого впервые на казахском языке, определен равным 0,7 и статистически доказана его достоверность. В результате корреляционного анализа были обнаружены прямые положительные связи между такими параметрами творческих способностей, как склонность к риску, любознательность, сложность и воображение, и типами когнитивно-поведенческого стиля. А также с использованием критерия Крускала-Уоллеса для каждой шкалы определялась модель когнитивно-поведенческого стиля. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами и исследователями при работе с казахскоязычными респондентами.

 

Об авторах

К. О. Ахан
Университет «Туран»
Казахстан

докторант

г. Алматы



А. А. Касымжанова
Университет «Туран»
Казахстан

к.психол.н., профессор

г. Алматы



Список литературы

1. Dangmei Jianguanglung, Singh Amarendra. Understanding the generation Z: the future workforce. 2016, no. 3, pp. 1–5.

2. Жарықбаев Қ.Б. Жантану оқулығы. – Алматы: «Эверо»: 2010. – 696 б.

3. Cooper E. A critique of six measures for assessing creativity. The Journal of Creative Behavior. 1991, no. 25(3), pp. 194–204. URL: https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1991.tb01370.x

4. Туник Е.Е. Диагностика личностной креативности // Все профессиональные психологические тесты. URL: https://vsetesti.ru/31/

5. Касымжанова А.А., Ахан Қ.О. Л. Ребекканың “Когнитивті-әрекеттік стильді зерттеу” әдістемесінің қазақ тіліне бейімделуі // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. Психология сериясы. – 2020. – № 2(63). – 36–45 б.

6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

7. Wang Yan, Wang Ling. Self-construal and creativity: The moderator effect of self-esteem // Personality and Individual Differences. 2016, no. 99, pp. 184–189. DOI: 10.1016/j.paid.2016.04.086.

8. Rosella Tomassoni, Eugenia Treglia, Manuela Tomao. Creativity across Cultures: A Comparison between Ugandan and Italian Students // Creativity Research Journal. 2018, no. 30:1, pp. 95–103. DOI: 10.1080/10400419.2018.1411565

9. Um Albaneen Yusuf Jamali. Fostering creativity using robotics among gifted primary school students // Gifted and Talented International. 2020. DOI:10.1080/15332276.2020.1711545

10. Kaiye Du, Yan Wang, Xuran Ma, Zheng Luo, Ling Wang, Baoguo Shi. Achievement goals and creativity: the mediating role of creative self-efficacy // Educational Psychology. 2020. DOI: 10.1080/01443410.2020.1806210

11. Wang L, Cui Y, Wang X, Wang J, Du K., Luo Z. Regulatory Focus, Motivation, and Their Relationship With Creativity Among Adolescents // Front. Psychol. 2021, no. 12:666071. doi: 10.3389/fpsyg.2021.666071

12. Wang H.-H., Deng X. The Bridging Role of Goals between Affective Traits and Positive Creativity // Educ. Sci. 2022, no. 12, р. 144. URL: https://doi.org/10.3390/educsci12020144

13. Li Cui-Ping, Lian-Ping He. Trait creativity among midwifery students: a cross-sectional study // Revista da Associação Médica Brasileira. 2023, no. 69. DOI: 10.1590/1806-9282.20221355


Рецензия

Для цитирования:


Ахан К.О., Касымжанова А.А. Влияние творческих способностей на когнитивно-деятельностный стиль у студентов. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):53-62. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-53-62

For citation:


Akhan K.O., Kassymzhanova A.A. The influence of creative abilities on the cognitive-activity style of students. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):53-62. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-53-62

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)