Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF
86-95 560
Аннотация

   Цифровизация высшего образования вызвала изменения в педагогической деятельности преподавателей вузов и привнесла новый вид обучения, такой, как онлайн-формат обучения. Трансформация в такой системе образования требует всестороннего изучения ее теоретических и прикладных основ. Широкое применение цифровых технологий в процессе обучения, в свою очередь, требует от преподавателей повышения своих профессиональных навыков в отношении таких видов обучения, формирования общей цифровой грамотности. Таким образом, изменения в современном образовании обусловливают развитие профессионально значимых личностных качеств и специальных навыков, соответствующих развитию современного общества, предъявляют новую систему требований к преподавателю. Поэтому важным является анализ опыта отечественных и зарубежных педагогов по вопросу реализации цифрового образования в вузе. Кроме того, готовность преподавателей к использованию цифровых технологий в образовательном процессе университета была уточнена данными эмпирического исследования.

5-14 279
Аннотация

   В статье представлены анализ и результаты исследования особенностей взаимосвязи самоотношения и мотивации достижения у студентов. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Очевидно, что между мотивацией и свойствами личности имеется взаимообратная связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Мотивированные на успех в противоположность мотивированным на неудачу сводят успех скорее к способности (таланту) и большому старанию (усилию). Неудача, с другой стороны, списывается мотивированными на успех на недостаточность приложенных усилий, а у мотивированных на неудачу – на недостаток способностей. Но успешность или неуспешность деятельности зависят от представлений о своих возможностях не меньше, чем от самих этих способностей. Успех и неудача оказывают регулирующее и формирующее влияние на самоотношение личности, мотивацию, но и самоотношение личности влияет на процесс активности человека. По сути, мотивация является промежуточным звеном между самоотношением личности и ее поведением. С точки зрения практики данное исследование интересно в качестве материала для проведения как индивидуальных психологических консультаций, так и для составления программ по психологической адаптации и мотивации студентов.

15-25 283
Аннотация

   В настоящее время во всем мире увеличивается количество исследований, связанных с темой счастья в социальных науках, особенно в психологии. В Казахстане имеются только такие работы, в которых представлен обзор международных исследований счастья. При исследовании любого психического явления, состояния, процесса важно иметь измерительный инструмент. Поэтому проведено данное исследование с целью измерения уровня счастья казахскоязычных жителей Казахстана и проверки психометрических свойств казахской версии Оксфордского опросника счастья (Argyle, Hills, 2002). 245 (возраст 16–73) казахскоязычных жителей Казахстана ответили на вопросы опросника, уровень достоверности был подтвержден математически и статистически (α = 0,882). Осуществлена проверка соответствия полученной выборочной группы закону нормального распределения и дана характеристика по показателям. Данная методика является существенным вкладом в казахстанский фонд психодиагностического инструментария на казахском языке, который пополнен валидным и надежным опросником для исследования уровня счастья. Данная методика рекомендуется к использованию в казахстанских научных исследованиях для разных возрастных групп.

26-33 177
Аннотация

   В статье представлены результаты проведенного опроса среди учащихся 10-х и 11-х классов школ г. Алматы, которые позволили определить ведущие факторы профессионального самоопределения выпускников школ и обосновать предложенные автором подходы к профориентации. С одной стороны, современные подходы к профориентации должны выстраиваться на обращении к проектно-исследовательской деятельности школьников в виде выполнения ими профориентационных проектов. С другой, необходима интеграция деятельности профориентаторов и IT-специалистов, позволяющая разработать эффективные инструменты, повышающие информированность школьников о мире профессий и специальностей. Подобные подходы соответствуют современным вызовам: всеобщей цифровизации, повышению темпа жизни, глобализации, поколенным и межпоколенным взаимодействиям и др.

Клиническая и специальная психология

34-41 163
Аннотация

   В статье приводится анализ исследований психосоматических аспектов во время пандемии COVID-19 в отношении соматоперцепции и телесных проявлений заболевания.

   Целью статьи является изучение концептуальных подходов к понятию психосоматических нарушений, определение его связи с перенесенным COVID-19 как триггером осложнений.

   Исследуются показатели выраженности психосоматических нарушений в различных степенях течения заболевания. Проводится анализ особенностей течения COVID-19 как фактора психосоматических нарушений. Психосоматические проявления новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызываемой коронавирусом SARS-CoV-2, чрезвычайно многообразны. При этом в настоящее время имеется крайне мало данных о психосоматических осложнениях перенесенного COVID-19. Появляется все больше публикаций о наличии такого осложнения, как психосоматические нарушения. Анализируются психосоматические нарушения у пациентов на фоне COVID-19 в период пребывания в стационаре и в дальнейшем. Обсуждаются возможные механизмы, которые могут играть роль в развитии психосоматических нарушений у пациентов с COVID-19. Определены перспективы дальнейших исследований психосоматических нарушений COVID-19.

42-49 146
Аннотация

   Проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых.

   Целью исследования явилось изучение специфики суицидального поведения подростков с последующей разработкой комплекса мероприятий, направленных на коррекцию деструктивной личностной активности детей данной возрастной группы.

   Основные методы исследования: описательный, экспериментальный, диагностический (тестирование), коррекционный. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные диагностические и коррекционные методики могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов. В статье рассмотрены социальные и психологические основы суицидального поведения подростков; разработана программа психологических методов и приёмов, направленных на профилактику суицидального поведения в подростковой среде; проведено экспериментальное исследование по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди подростков; даны рекомендации по психологической профилактике проявления суицидального поведения у подростков.

Прикладная психология и педагогика

50-59 607
Аннотация

   В статье анализируются результаты эмпирического исследования гендерных различий компонентов эмоционального интеллекта личности подростков. В качестве метода оценки эмоционального интеллекта использован метод Н. Холла для определения способности управлять эмоциональной сферой на основе понимания и принятия решений индивидуальных отношений, выраженных в эмоциях. Методика исследует пять шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. В качестве результатов представлен средний балл по каждой из шкал, соответствующих пяти компонентам эмоционального интеллекта, и получен совокупный балл по всем шкалам, соответствующим общему показателю эмоционального интеллекта субъекта. С целью определения психологического пола подростков использована методика С. Бем «Диагностика гендерной идентичности». С помощью данной методики получена возможность оценить маскулинные, феминные и андрогинные качества подростков.

60-68 194
Аннотация

   В данной статье рассматривается влияние восприятия произведений искусства на саморегуляцию личности на примере изобразительного искусства.

   Целью исследования является изучение того, как восприятие произведений искусства воздействует на изменение эмоциональных параметров в рамках процессов саморегуляции.

   Основными копцепциями исследования являются концепция произведения искусства с психологической точки зрения Леонтьева Д. А.; понятия художественной фасилитации и художественной перцепции Рожиной Л. Н.; закономерности психологии эстетического восприятия Выготского Л. С. и визуального восприятия Арнхейма Р.; концепция эмоционального воздействия произведений искусства Аллахвердова В. М.; методика изучения эмоциональных представлений Л. Я. Дорфмана; смысловая теория мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности Джакупова С. М.; диалектика творчества Батищева Г. С.; эстетика искусства Борева Ю. Б.; жизненная успешность в системе саморегуляции личности Деевой Н. А.; концепция саморегуляции личности Моросановой В. И.; образная когнитивная модель социальной репрезентации в живописи Ширяк М. С. ;эмоционально-личностные и ценностно-смысловые особенности восприятия картин Рошки Е. В. Теоретическая значимость данного исследования состоит в раскрытии взаимодействи произведений изобразительного искусства на параметры саморегуляции личности. Полученные данные о влиянии произведений изобразительного искусства на механизмы саморегуляции могут быть использованы в терапии, при организации учебных и профессиональных процессов. Это составляет практическую значимость данного исследования. Ценностью проводимого исследования является то, что восприятие произведений изобразительного искусства носит не только эстетический, но и психолого-оздоровительный характер.

Психолого-педагогические исследования

69-77 820
Аннотация

   Статья посвящена изучению особенностей проявления стресса у студентов казахстанских вузов. Исследованы факторы, вызывающие стресс у студентов, проявления экзаменационного стресса, а также приемы снятия стресса. Актуальность работы определяется спецификой периода, в который проводилась диагностика. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных при составлении программ воспитательной работы со студентами, адаптации студентов первых курсов. В качестве диагностического инструмента использовалась методика «Тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых». Были продиагностированы 55 студентов различных вузов г. Алматы (Казахстан). Установлены основные факторы, вызывающие стресс у студентов. Выделены основные физиологические проявления стресса студентов, наиболее выраженными среди которых являются учащенное сердцебиение и боли различной локализации. Проведен анализ предпочитаемых приемов снятия стресса у студентов.

78-85 235
Аннотация

   Развитие среднего образования вызвало изменения к требованиям по развитию личности учащихся школ. На сегодняшний день особо актуальным является формирование коммуникативной компетентности, особенно в подростковом возрасте. Реализация данной задачи требует от педагогов и психологов школ разностороннего изучения теоретических и прикладных аспектов данной проблемы. Требование к высокой адаптивности и самостоятельности в современном социуме требует от подростков умения устанавливать контакты и налаживать отношения с окружающими. От этого зависит успешность их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим нами был организован формирующий эксперимент с применением социально-психологических тренингов для формирования и развития коммуникативных умений и компетенций подростков.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)