Проектно-исследовательская деятельность в современной профориентации
Аннотация
В статье представлены результаты проведенного опроса среди учащихся 10-х и 11-х классов школ г. Алматы, которые позволили определить ведущие факторы профессионального самоопределения выпускников школ и обосновать предложенные автором подходы к профориентации. С одной стороны, современные подходы к профориентации должны выстраиваться на обращении к проектно-исследовательской деятельности школьников в виде выполнения ими профориентационных проектов. С другой, необходима интеграция деятельности профориентаторов и IT-специалистов, позволяющая разработать эффективные инструменты, повышающие информированность школьников о мире профессий и специальностей. Подобные подходы соответствуют современным вызовам: всеобщей цифровизации, повышению темпа жизни, глобализации, поколенным и межпоколенным взаимодействиям и др.
Об авторе
Г. О. АбдуллаеваКазахстан
к. пед. н., ассоциированный профессор
Алматы
Список литературы
1. State Program of Education and Science Development of the Republic of Kazakhstan for 2020–2025. Approved by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan from December 27, 2019. No. 988. Astana, 2019. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (accessed: 03. 04. 2022)
2. Address of the Head of State Kassym-Jomart Tokayev to the people of Kazakhstan “Constructive public dialogue – the basis of stability and prosperity of Kazakhstan. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (accessed: 04. 12. 2020)
3. Atlas of New Professions. URL: https://atlas100.ru/en/catalog/?ysclid=lhhiaotup486989704 (accessed: 20. 11. 2021)
4. Classifier of Specialties of Higher and Postgraduate Education of the Republic of Kazakhstan. URL: https://findhow.org/2490-klassifikator-spetsialnostey-vyisshego-i-poslevuzovskogo-obrazovaniya-rk.html (accessed: 02. 03. 2022).
5. 5 problems faced by modern schoolchildren when choosing a profession. URL: https://tass.ru/obschestvo/7301843 (accessed: 05. 03. 2022).
6. Kurmanbekova M., Abdullaeva G., Menlibekova G., Nurlanova V., Orazbayeva K. The project and research activity of the modern teenagers: Problems and involvemen // Opcion, 2019, no. 35 (88), pp. 193–211.
7. Ameen N., Hosany S., Tarhini A. Consumer interaction with advanced technology: Implications for future research // Computers in Human Behavior, 2022, 120 (C), р. 202. doi: 10.1016/j.chb.2021.106761 (accessed: 02. 04. 2022)
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллаева Г.О. Проектно-исследовательская деятельность в современной профориентации. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):26-33.
For citation:
Abdullayeva G.O. Project-research activities in modern vocational guidance. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):26-33.