Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативной компетенции у подростков
Аннотация
Развитие среднего образования вызвало изменения к требованиям по развитию личности учащихся школ. На сегодняшний день особо актуальным является формирование коммуникативной компетентности, особенно в подростковом возрасте. Реализация данной задачи требует от педагогов и психологов школ разностороннего изучения теоретических и прикладных аспектов данной проблемы. Требование к высокой адаптивности и самостоятельности в современном социуме требует от подростков умения устанавливать контакты и налаживать отношения с окружающими. От этого зависит успешность их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим нами был организован формирующий эксперимент с применением социально-психологических тренингов для формирования и развития коммуникативных умений и компетенций подростков.
Ключевые слова
Об авторах
К. К. ТусубековаКазахстан
к. пед. н., ст. преподаватель
Алматы
Г. А. Ардабаева
Казахстан
учитель
Алматы
М. А. Беккожанова
Казахстан
специалист-психолог
Алматы
Ж. Т. Жангозина
Казахстан
учитель-дефектолог
Алматы
Список литературы
1. Леонтьев А. А. Психология общения : 3-е изд. / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
2. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. – М.: Владос, 2001.
3. Рагозина Г. А. Значение компетентностной парадигмы в образовании / Г. А. Рагозина, И. В. Коняхина // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kompetentnostnoy-paradigmy-v-obrazovanii (дата обращения: 28. 12. 2022)
4. Hymes D. On communicative competence // J. Pride, J. Holmes (Eds.). Sociolinguistics. Harmondsworth, England: Penguin Books, 1972, pp. 269–93.
5. Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics, 1980, no. 1, pp. 1–47.
6. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений : 5-е изд., стереоп. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. URL: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
8. Издательство: Академия. Серия: Высшее образование, 2013. – 368 с. ISBN: 5-7695-1523-6.
9. Бодалев А. А. Психология общения : Энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. – М.: Когито-Центр, 2011. – 600 с.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ontogeneza-obscheniya (дата обращения: 28. 12. 2022)
11. Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста / Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева. – М.: Артопринт, 2014.
12. Savignon S. J. Communicative competence: Theory and classroom practice. Reading, MA: Addison-Wesley. 1983.
Рецензия
Для цитирования:
Тусубекова К.К., Ардабаева Г.А., Беккожанова М.А., Жангозина Ж.Т. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативной компетенции у подростков. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):78-85.
For citation:
Tussubekova К.K., Ardabaeva G.A., Bekkozhanova M.A., Zhangozina Zh.T. Psychological and pedagogical features of the formation of communicative competence in adolescents. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):78-85. (In Russ.)