Психолого-педагогические исследования
В статье на основе психологии субъектности проблема асубъектности рассматривается в контексте метасистемного подхода. В связи с этим взаимосвязанные и специфичные психологические детерминанты, факторы и интерпретативное содержание как отдельные подсистемы объясняют феномен асубъектности. В результате теоретического анализа показано, что понятия субъектности и асубъектности представляют собой интегрированную структуру личности. Также определена их полярная природа. Основные негативные черты личности обозначены как возможности исследования асубъектности. Неклинические негативные черты личности, их многогранность в феноменологии асубъектности раскрывают негативные влияния не только на других людей, но и на собственную жизнь, деятельность и сферы общения человека. Все психологические предикторы асубъектности описываются обобщенными диспозиционными качествами личности. Согласно теоретическому анализу, делается вывод, что все симптомокомплексы асубъектности взаимосвязаны и ее ядром являются нечестность личности и склонность к крайнему цинизму. Утверждается, что только в рамках психологии субъектности разрешаются социально-психологические проблемы асубъектности. Сформулированы выводы теоретического исследования и указаны перспективы дальнейших исследований в этой области. Концептуализация психологических предикторов асубъектности является теоретико-методологической основой профилактики и коррекции клинических психических расстройств личности.
В данной статье рассматривается взаимовлияние длительных путешествий и психики индивидов, в том числе как фактор развития психических нарушений. По мнению авторов статьи, такое явление, как длительное путешествие, имеет многофакторное значение. Целью данной статьи является обзор различных форм влияния длительных путешествий на психику индивида. Научная значимость заключается в том, что на фоне активного развития технических средств и повышения мобильности населения тема взаимовлияния длительных путешествий и психики на русском языке практически не освещалась. Так, при своевременном обнаружении клинических признаков нарушений психики можно принять ряд профилактических мер для снижения возможных последствий как для индивида, так и для тех социальных групп, в которые он входит. При написании работы были использованы следующие научные методы: общетеоретический, анализ и синтез, историко-логический, индуктивно-дедуктивный. В данной работе был проведен анализ имеющихся научных публикаций, теоретических работ, клинических и общеобразовательных пособий. Ценность исследования заключается в том, что путешествия и психика рассматриваются во взаимовлиянии.
Клиническая и специальная психология
Инклюзивное образование – это фундаментальное право, обеспечивающее равные возможности и доступ к качественному образованию учащимся с различным происхождением, способностями и особыми образовательными потребностями. За последние годы наша страна добилась значительного прогресса во внедрении инклюзивного образования на уровне вузов. Создавая инклюзивную среду обучения, Казахстан не только расширяет возможности каждого учащегося, но и прокладывает путь к более инклюзивному обществу. В этой статье исследуется важность инклюзивного образования для студентов университетов в Казахстане и инициативы, предпринятые для обеспечения его реализации. Кроме того, были изучены психологические детерминанты готовности педагогов к инклюзивному обучению студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья. Анализ научных источников показал, что позитивный настрой и соответствующая подготовка учителей являются ключевыми в решении этой проблемы. Результаты проведенного опроса для диагностики уровня инклюзивной готовности преподавателей вузов показывают, что опыт обучения студентов с ОВЗ оказывает большое влияние на отношение преподавателей к практике инклюзивного образования, а также на уровень их уверенности в собственных возможностях и компетенциях.
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека, способствует сублимации эмоций, снижению тревоги, уровня стресса и т.д. Цель исследования – изучить психологические особенности воздействия классических музыкальных произведений на эмоциональные состояния человека. В исследовании принимали участие 40 испытуемых, средний возраст – 26 с половиной лет; 20 музыкантов и 20 человек немузыкантов. Психодиагностические измерения были проведены по следующей процедуре – испытуемые прослушивали пять классических музыкальных композиций, после прослушивания каждой композиции они оценивали свое эмоциональное состояние по методике «Самооценка эмоциональных состояний» К. Изарда. Статистическая обработка данных проводилась с применением критерия Фридмана для сравнения трех и более парных выборок и парного критерия Вилкоксона, использовалась программа SPSS, версия 23.0. Проведенное исследование динамики эмоциональных состояний при прослушивании классических произведений показало, что в целом идет повышение эмоционального тонуса с преобладанием позитивных эмоций и снижением негативного фона. Подобранные музыкальные произведения помогли прожить и сублимировать отрицательные эмоции.
Прикладная психология и педагогика
В данной статье исследуется актуальная проблема расстройств пищевого поведения, приводящих к избыточному весу и ожирению. Избыточный вес и ожирение являются одними из наиболее острых медицинских и социальных проблем современности. Исследования показывают, что ожирение и расстройства пищевого поведения оказывают значительное влияние на качество жизни. В данном исследовании показаны как параметры здорового пищевого поведения, так и основные виды рестриктивных, эмоциональных и внешних расстройств пищевого поведения. На тип пищевого поведения людей с избыточной массой тела влияют не только внешние факторы, но и половые и возрастные особенности. Большинство исследователей сходятся во мнении, что женщины более подвержены расстройствам пищевого поведения и, следовательно, подвергаются более высокому риску набрать лишний вес и ожирение.
ISSN 2959-4006 (Online)