Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию в университетах Казахстана

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-21-29

Аннотация

Инклюзивное образование – это фундаментальное право, обеспечивающее равные возможности и доступ к качественному образованию учащимся с различным происхождением, способностями и особыми образовательными потребностями. За последние годы наша страна добилась значительного прогресса во внедрении инклюзивного образования на уровне вузов. Создавая инклюзивную среду обучения, Казахстан не только расширяет возможности каждого учащегося, но и прокладывает путь к более инклюзивному обществу. В этой статье исследуется важность инклюзивного образования для студентов университетов в Казахстане и инициативы, предпринятые для обеспечения его реализации. Кроме того, были изучены психологические детерминанты готовности педагогов к инклюзивному обучению студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья. Анализ научных источников показал, что позитивный настрой и соответствующая подготовка учителей являются ключевыми в решении этой проблемы. Результаты проведенного опроса для диагностики уровня инклюзивной готовности преподавателей вузов показывают, что опыт обучения студентов с ОВЗ оказывает большое влияние на отношение преподавателей к практике инклюзивного образования, а также на уровень их уверенности в собственных возможностях и компетенциях.

Об авторах

И. К. Аманова
Университет Нархоз
Казахстан

Аманова И. К., к.пс.н., ассоциированный профессор,

Алматы.



М. К. Аманова
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

Аманова М. К., магистрант,

Алматы.



Список литературы

1. Stoiber K.C., Gettinger M., Goetz D. Exploring factors influencing parents’ and early childhood practitioners’ beliefs about inclusion // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13. Iss. 1. P. 107–124. URL: https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80028-3.

2. Avramidis E., Bayliss P., Burden R. Student Teachers’ Attitudes towards the Inclusion of Children with Special Educational Needs in the Ordinary School. Teaching and Teacher Education, 2000. No. 16. P. 277–293. URL: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(99)00062-1

3. Gilmore L., Campbell J., Cuskelly M. Developmental expectations, personality stereotypes, and attitudes towards inclusive education: Community and teacher views of Down syndrome //International Journal of Disability, Development and Education. 2003. No. 50(1). P. 65–76. URL: https://doi.org/10.1080/1034912032000053340

4. Black-Hawkins K. Understanding Inclusive Pedagogy / In: Plows V., Whitburn B. (eds) Inclusive Education. Innovations and Controversies: Interrogating Educational Change. Sense Publishers, Rotterdam. 2017. URL: https://doi.org/10.1007/978-94-6300-866-2_2

5. Gelbar NW., Smith I., Reichow B. Systematic review of articles describing experience and supports of individuals with autism enrolled in college and university programs // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. No. 44(10). Р. 2593–2601.

6. Moriña A. Inclusive education in higher education: challenges and opportunities // European Journal of Special Needs Education. 2017. No. 32. Р. 3–17. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2016.1254964.

7. Kilimnik E.V. Features of inclusive education in higher education and its advantages // Extrability as a phenomenon of inclusive culture: Formation of inclusive culture in the digital space: collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, December 10-11, 2020. Р. 70–77.

8. Sorokoumova S.N. Psychological features of inclusive education // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. No. 3(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-inklyuzivnogo-obucheniya (accessed: 09.10.2023)

9. Alekhina S.V., Alekseeva M.A., Agafonova E.L. Preparedness of Teachers as the Main Factor of Success of the Inclusive Process in Education // Psychological Science and Education. 2011. No. 1. Р. 83–92.

10. Zhangazina M.K. Inclusive education in the Republic of Kazakhstan. Coursework. 2018. URL: https://infourok.ru/azastan-respublikasindai-inklyuzivti-bilim-beru-2703405.html.

11. Khitryuk V.V. Inclusive readiness as a stage of formation of inclusive culture of a teacher: structurallevel analysis // Bulletin of the Bryansk State University. 2012. No. 1(1). Р. 80–84.


Рецензия

Для цитирования:


Аманова И.К., Аманова М.К. Психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию в университетах Казахстана. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(3):21-29. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-21-29

For citation:


Amanova I., Amanova M. The psychological readiness of the educators for inclusive education at universities of Kazakhstan. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(3):21-29. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-3-21-29

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)