Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-63-71

Аннотация

В статье отражены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. В ходе работы решается ряд задач: изучить проблему профессионального самоопределения подростков в психологической литературе и определить его ключевые характеристики; подобрать диагностический инструментарий в соответствии с содержательными и структурными характеристиками профессионального самоопределения современных подростков; определить особенности профессионального самоопределения подростков в ходе эмпирического исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональное самоопределение на разных этапах подросткового возраста имеет особенности и отличия: для первого этапа подросткового возраста характерна неопределенная или навязанная профессиональная идентичность, в отличие от сформированной профессиональной идентичности на втором этапе подросткового возраста; для девочек и мальчиков первого этапа подросткового возраста доминирующими профессиональными типами являются социальный и конвенциональный, для девочек и мальчиков второго этапа – интеллектуальный и предпринимательский. Исследование имеет новизну и практическую значимость, которые заключаются в том, что расширено представление о фактах, раскрывающих понимание психологических особенностей профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. Диагностический инструментарий и результаты эмпирического исследования будут полезны для психологов-консультантов, профориентаторов.

 

Об авторе

Г. О. Абдуллаева
Университет «Туран»
Казахстан

к.пед.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



Список литературы

1. Ginzberg E. Toward a theory of occupational choice: а restatement // Vocational Gaidance Qurterly. 1972. No. 20. P. 169–176.

2. Holland J.L. Explorning careers with a typology: what we have learned and some new directions // American Psychologist. 1996. No. 51. P. 397–406.

3. Super D.E. Career patterns as a basis for vocational counseling // Journal of Counseling Psychology. 1954. No. 1. P. 12–20.

4. Parsons F. Choosing a Vocation (Classic Reprint). 2015. URL: https://bookmix.ru/bookauthor.phtml?sortby=abc&cid=-

5. Meyer J., Jansen T., Hübner N. et al. Disentangling the Association Between the Big Five Personality Traits and Student Achievement: Meta-Analytic Evidence on the Role of Domain Specificity and Achievement Measures // Educational Psychology Review. 2023. Vol. 35. No. 12. URL: https://doi.org/10.1007/s10648-02309736-2

6. Grant M., Meissel K., Exeter D. Promoting Temporal Investigations of Development in Context: a Systematic Review of Longitudinal Research Linking Childhood Circumstances and Learning-related Outcomes // Educational Psychology Review. 2023. Vol. 35. No.19. URL: https://doi.org/10.1007/s10648-02309734-4

7. Bühler Ch. Genetic aspects of the self // Fundamentals of psychology of the self. Annals of the New York Academy of Sciences. New York. 1962. Vol. 96. Art. 3.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва: Владос, 2018. – 289 с.

9. Osher D., Cantor P., Berg J., Steyer L., Rose T. Drivers of human development: How relationships and context shape learning and development // Applied Developmental Science. 2020. No. 24(1). Р. 6–36.

10. Wolters N., Knoors H., Cillessen A. H., Verhoeven L. Behavioral, personality, and communicative predictors of acceptance and popularity in early adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2014. No. 34(5). Р. 585–605.


Рецензия

Для цитирования:


Абдуллаева Г.О. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):63-71. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-63-71

For citation:


Abdullaeva G.O. Features of professional self-determination at different stages of teen age. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-63-71

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)