Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического пола подростков

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-12-22

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта подростка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы и значимость развития проблемы. Определена роль и влияние эмоционального интеллекта в жизнедеятельности подростка. Рассмотрены составные элементы эмоционального интеллекта. Представлены разные подходы и модели в изучении эмоционального интеллекта, а также результаты исследования эмоционального интеллекта, психологического пола подростков. Исследованы особенности эмоционального интеллекта, его роль и влияние в формировании личности подростка, взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического пола подростка. Для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений в качестве метода оценки эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла. С целью определения психологического пола подростков была использована методика С. Бем «Диагностика гендерной идентичности». Согласно результатам исследования у большинства подростков наблюдается низкий уровень эмоционального интеллекта. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками по уровню выраженности факторов эмоциональной осведомленности, управления эмоциями, самооценки, эмпатии, интегративного показателя эмоционального интеллекта у подростков не выявлено. Выявлена умеренно нормальная положительная связь между переменными эмоциональной осведомленности и феминностью. Результаты данной статьи могут быть полезны при осуществлении исследовательской работы по развитию уровня эмоционального интеллекта подростков.

Об авторах

С. Т. Бапаева
Университет «Туран»
Казахстан

магистр социальных наук, сениор-лектор

г. Алматы



М. Б. Ахметжанова
Университет «Туран»
Казахстан

магистр социальных наук, сениор-лектор

г. Алматы



Список литературы

1. Е.П. Ильин. Эмоции и чувства // Серия «Мастера психологии». – СПб: Питер, 2011. – 752 с.

2. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of consulting and clinical psychology. 1974. No. 42(2). P. 155–162. URL: https://doi.org/10.1037/h0036215

3. Практикум по гендерной психологии. Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – С. 277–280.

4. Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success // Social and Personality Psychology Compass. 2011. No. 5(1). P. 88–103.

5. Salovey P., Mayer J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. No. 9(3). Р. 185–211.

6. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates // Emotion Review. 2016. No. 8(4). Р. 290–300.

7. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D.J. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. 1997. Р. 3–34.

8. Salovey P., Grewal D. The science of emotional intelligence // Current Directions in Psychological Science. 2005. Р. 14(6). Р. 281–285.

9. Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S., Lerner N., Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. No. 91(4). Р. 780–795.

10. Ciarrochi J., Chan A.Y.C., Bajgar J. Measuring emotional intelligence in adolescents // Personality and Individual Differences. 2001. No. 31(7), Р. 1105–1119.

11. Sánchez-Núñez M.T., Fernández-Berrocal P., Montañés J., Latorre J.M. Does emotional intelligence depend on gender? The socialization of emotional competencies in men and women and its implications // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. No. 6(2). Р. 455–474.

12. Trinidad D.R., Johnson C.A. The association between emotional intelligence and early adolescent tobacco and alcohol use // Personality and Individual Differences. 2002. No. 32(1). Р. 95–105.

13. Fernández-Berrocal P., Ruiz D. Emotional intelligence in education // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. No. 6(15). Р. 421–436.

14. Lopes P.N., Salovey P., Côté S., Beers M. Emotion regulation abilities and the quality of social interaction // Emotion. 2005. No. 5(1). Р. 113–118.

15. Fernández-Berrocal P., Alcaide R., Extremera N., Pizarro D. The role of emotional intelligence in anxiety and depression among adolescents // Individual Differences Research. 2006. No. 4(1). Р. 16–27.


Рецензия

Для цитирования:


Бапаева С.Т., Ахметжанова М.Б. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического пола подростков. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):12-22. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-12-22

For citation:


Bapayeva S.T., Akhmetzhanova M.B. The relationship between emotional intelligence and psychological gender of adolescents. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(2):12-22. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-2-12-22

Просмотров: 454


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)