Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Гендерные особенности развития эмоционального интеллекта подростков

Аннотация

   В статье анализируются результаты эмпирического исследования гендерных различий компонентов эмоционального интеллекта личности подростков. В качестве метода оценки эмоционального интеллекта использован метод Н. Холла для определения способности управлять эмоциональной сферой на основе понимания и принятия решений индивидуальных отношений, выраженных в эмоциях. Методика исследует пять шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. В качестве результатов представлен средний балл по каждой из шкал, соответствующих пяти компонентам эмоционального интеллекта, и получен совокупный балл по всем шкалам, соответствующим общему показателю эмоционального интеллекта субъекта. С целью определения психологического пола подростков использована методика С. Бем «Диагностика гендерной идентичности». С помощью данной методики получена возможность оценить маскулинные, феминные и андрогинные качества подростков.

Об авторах

С. Т. Бапаева
Университет «Туран»
Казахстан

магистр социальных наук, сеньор-лектор

Алматы



М. Б. Ахметжанова
Университет «Туран»
Казахстан

магистр социальных наук, сеньор-лектор

Алматы



Список литературы

1. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 250 с.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. : Т. 5 / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

3. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

4. Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс [и др.] // Психология : Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3–24.

5. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Models of Emotional Intelligence // R.J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge. 2000. Р. 396–420.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ : 11-е изд., переработанное и дополненное / Д. Гоулман ; пер. с англ. А. П. Исаевой; науч. ред. Е. Ефимова. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 544 с.

7. Изотова Е. И. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах / Е. И. Изотова, Е. Б. Максимова // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. – № 46. – С. 7. URL: http://psystudy.ru

8. Давыдова Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2010. – № 4.

9. Камышникова Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т. 1. – № 13.

10. Александрова А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова, Т.В. Гудкова. [Текст: непосредственный] // Молодой ученый. – 2013. – № 5 (52). – С. 617–622. URL: https://moluch.ru/archive/52/6767/

11. Mayer J. D. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: implications for educators. New York: Basic Books. 1997. Р. 3–31. ISBN: 0465095879

12. Fernández-Berrocal P., Pacheco N. E. La Inteligencia Emocional y la educación de las emociones desde el Modelo de Mayer y Salovey. 2005. Р. 32. ISSN: 0213-8646

13. Goleman D. Inteligencia emocional (4a. ed). Barcelona: Kairós. 1996. ISBN:9788472453715.

14. Pena Garrido M., Repetto Talavera E. Estado de la investigación en España sobre Inteligencia Emocional en el ámbito educativo // Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2017, no. 6 (15). doi: 10.25115/ejrep.v6i15.1284.

15. Arias L. I. J., Zafra E. L. Actitudes sociales y adaptación social en adolescentes españoles: el papel de la inteligencia emocional percibida // Revista de Psicología Social, 2011, no. 26 (1), pp. 105–117. doi: 10.1174/021347411794078417.

16. Vaquero-Diego M., Torrijos-Fincias P., Rodriguez-Conde M. J. Relation between perceived emotional intelligence and social factors in the educational context of Brazilian adolescents // Psicol. Refl. Crít, 2020, no. 33 (1). doi: 10.1186/s41155-019-0139-y

17. Salavera C., Usán P., Teruel P. The relationship of internalizing problems with emotional intelligence and social skills in secondary education students: gender differences // Psicologia: Reflexão e Crítica, 2019, no. 32 (1), p. 4. URL: https://prc.springeropen.com/articles/10.1186/s41155-018-0115-y.

18. Furr R. M., Funder D. C. A multimodal analysis of personal negativity // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, no. 74 (6), pp. 1580–1591. doi: 10.1037/0022-3514.74.6.1580.

19. Huebner E. S. Correlates of life satisfaction in children // School Psychology Quarterly, 1991, no. 6 (2), pp. 103–111. doi: 10.1037/h0088805.

20. Montes-Berges B., Augusto-Landa J.-M. Emotional intelligence and affective intensity as life satisfaction and psychological well-being predictors on nursing professionals // Journal of Professional Nursing, 2014, no. 30 (1), pp. 80–88. doi: 10.1016/j.profnurs.2012.12.012.

21. Toussaint L., Worthington E., Williams D. R. Scientific Evidence and Theories Relating Forgiveness to Better Health. Springer: Health. 2015. doi: 10.1007/978-94-017-9993-5.

22. Толегенова А. А. Эмоциялық интеллектінің мектепке дейінгі балалардағы психологиялық ерекшеліктері / А. А. Толегенова, Ш. Дуанаева // ҚазҰУ хабаршысы. Психология және социология сериясы. – 2012. – № 4 (43). – C. 119–123.

23. Кеңесова М. Ж. Жасөспірімдердің эмоционалды интеллектін дамытудағы топтық тренингтердің рөлі // М. Ж. Кеңесова, М.Д. Шағырбаева, Ж.И. Сардарова // Білім берудегі менеджмент. – 2017. – № 1. – Б. 51–55.


Рецензия

Для цитирования:


Бапаева С.Т., Ахметжанова М.Б. Гендерные особенности развития эмоционального интеллекта подростков. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):50-59.

For citation:


Bapayeva S.T., Akhmetzhanova M.B. Gender features of the development of emotional intelligence in adolescents. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):50-59. (In Kazakh)

Просмотров: 596


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)