Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Влияние экзаменнационного стресса на учебную мотивацию студентов

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-28-37

Аннотация

В данной статье всесторонне исследуется влияние стресса в период экзаменов на учебную мотивацию студентов. Цель исследования – определить воздействие психологического напряжения в экзаменационный период на учебную активность, самооценку, эмоциональную устойчивость и уровень мотивации студентов. Методы исследования были выбраны в соответствии с моделью исследования: аналитический и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; эмпирические методы: интервью, авторская анкета для студентов; методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна, методика А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», методика Ч.Д. Спилберга и Л. Ханина «Определение уровня реактивной и личностной тревожности». Результаты исследования показали, что уровень тревожности студентов увеличивается, их самооценка снижается, а учебная мотивация изменяется под воздействием стресса. Эмпирические данные подтвердили отрицательное влияние экзаменационного стресса на учебный процесс. Для предотвращения этих явлений предлагается усиление психологической поддержки студентов, развитие навыков управления стрессом и создание благоприятной образовательной среды. Выводы исследования могут быть полезны для улучшения качества психологической службы в образовательных учреждениях, эффективной организации экзаменационного процесса и поддержки личностного и академического развития студентов. 

Об авторах

C. Т. Бапаева
Университет «Туран»
Казахстан

Бапаева C.Т., м. соц. н., сениор-лектор

г. Алматы



А. Р. Күзембек
Медицинский центр «Qamqor»
Россия

Күзембек А.Р., м. соц. н., психолог

г. Алматы



Список литературы

1. Devlin M., Samarawickrema G. The criteria of effective teaching in a changing higher education context // High Educ Res Dev. 2010, no. 29(2), pp. 111–124.

2. Rathnakar U., Ullal S.D., Pai P.G., Rajeshwari S., SUDhaKaR P., Shivaprakash G. Is small group teaching among the under graduate dental students really effective? // J Clin Diagn Res. 2011, no. 5(4), pp. 822–825.

3. Norhidayah A., Kamaruzaman J., Syukriah A., Najah M., Azni Syafena Andin S. The factors influencing students‘ performance at Universiti Teknologi MARA Kedah, Malaysia // Manage Sci Eng. 2009, no. 3(4), p. 81.

4. Mlambo V. An analysis of some factors affecting student academic performance in an introductory biochemistry course at the university of the West Indies // Caribbean Teach Scholar. 2011, no. 1, p. 2.

5. Neemati N., Hooshangi R., Shurideh A. An investigation into the learners’ attitudes towards factors affecting their exam performance: a case from Razi university // Procedia Soc Behav Sci. 2014, no. 98, pp. 1331–1339.

6. Siabani S., Moradi M.R., Siabani H. Students’ view points on the educational problems in medical school of Kermanshah university of medcial sciences // J Kermanshah Univ Med Sci. 2009, no. 13, p. 22.

7. Ali S., Haider Z., Munir F., Khan H., Ahmed A. Factors contributing to the students academic performance: a case study of Islamia university sub-campus // Am J Educ Res. 2013, no. 1(8), pp. 283–289.

8. Yusefzadeh H., Amirzadeh Iranagh J., Nabilou B. The effect of study preparation on test anxiety and performance: a quasi-experimental study // Advances in medical education and practice. 2019, no. 10, pp. 245–251.

9. Singh M.K. A study of the impact of examination stress on academic achievement of students of higher education // TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. 2022, no. 12(1), pp. 27–36.

10. Everly G.S., Rosenfeld R. A clinical guide to the treatment of the human stress response. Plenum Press, 2001.

11. Shanahan M.J., Porfeli E.J., Mortimer J.T. Young adulthood & distress: A life course analysis of selection & causation mechanisms // Society for Research in Child Development. 2002.

12. Perkins H.W., Santinello M. Bullying in school & adolescent sense of empowerment: An analysis of relationships with parents, friends & teachers // Journal of Community & Applied Social Psychology. 2007. URL: https://doi.org/10.1002/casp.996


Рецензия

Для цитирования:


Бапаева C.Т., Күзембек А.Р. Влияние экзаменнационного стресса на учебную мотивацию студентов. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):28-37. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-28-37

For citation:


Bapayeva S.T., Kuzembek A.R. The impact of exam stress on students’ academic motivation. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):28-37. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-28-37

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)