Особенности инклюзивного образования в вузе и его преимущества: психолого-педагогический подход
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-46-53
Аннотация
В статье проведен анализ особенностей инклюзивного обучения в вузах Казахстана на основе психолого-педагогического подхода. Определяются основные задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом, направленные на получение образования по категориям обучающихся с различной инклюзией. Актуальность исследования определена современной образовательной и социально-экономической ситуацией в Казахстане. Работа во многом обусловлена тем, что в современной отечественной и западной науке для их последующего активного применения в образовательной среде необходимо развитие разнонаправленных технологий обучения. На основе разработанных предложений предложен комплекс мер, способных повысить качество современного процесса обучения студентов вузов. Предлагаемое исследование рассматривает инклюзивное обучение как социальную и этическую ответственность, которая способствует совместной работе всех членов университетского сообщества как сотрудников, так и студентов с целью их развития, поддержки и совершенствования. Инклюзивное образование – это организация групп, программ и занятий, которая позволяет всем студентам участвовать в учебном процессе. Такой подход полезен для каждого, так как ценит индивидуальные сильные стороны студентов и их вклад, делая образовательный опыт более насыщенным и разнообразным для всех.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. АдаеваРоссия
Адаева Н.А., PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. Амсберри Д. Общение в аудитории у студентов // Журнал академического библиотечного дела. – 2008. – Вып. 34. – Том 4. – C. 354–357.
2. Брэди П. Если ученики не пойдут в мир, принесите им мир // Times Higher Education. 15.05.2008. URL: www.timeshighereducation.co.uk/story.asp? storycode = 401870 (дата обращения: 23 июня 2010 г.)
3. Джексон М.Г. Интернационализация. Учебная программа университета // Географический журнал. Высшее образование. – 2003. – T. 27. – Bып. 3. – C. 325–340.
4. Замбрунн С., Мак Ким К., Бус Э., Хоули Л.Р. Поддержка, принадлежность, мотивация и вовлеченность в классе колледжа: исследование смешанного метода // Учебная Наука. – 2014. – № 42(5). – С. 661–684.
5. Маккичи В.Дж. Советы преподавателям: стратегии, исследования и теория для преподавателей колледжа и университетов. – М., 2002. – 126 с.
6. Хонг Л., Фокс Р., Альмарза Д.Дж. Чужие в чужих странах: язык, обучение, культура // Международный журнал прогрессивного образования. –2007. – T. 3. – Bып. 1. – С. 6–28.
7. Чикеринг А.В., Гамсон З.Ф. Разработка и адаптация семи принципов надлежащей практики в бакалавриате // Новые направления преподавания и обучения. – 2021. – № 2(80). – С. 75–81.
8. Родик С., Планк К., Робинсон С. Что студенты ценят в преподавателях: выводы из программы «Спасибо профессору». – Сиэтл–Вашингтон: POD Conference, 2012. – 341 c.
Рецензия
Для цитирования:
Адаева Н.А. Особенности инклюзивного образования в вузе и его преимущества: психолого-педагогический подход. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):46-53. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-46-53
For citation:
Adayeva N.A. The features of inclusive education at the university and its advantages: psychological and pedagogical approach. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):46-53. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-46-53