Арт-терапия как технология развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27
Аннотация
Тяжелые нарушения речи – совокупность расстройств речевого аппарата, которые могут оказать серьезное влияние на общее развитие организма, на психическое развитие. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи только растет. По данным исследователей, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием в первом классе составляют 20–25%. Статья посвящена применению арт-терапии как инновационного метода развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей с подобными проблемами, что требует эффективных подходов для их коррекции. Авторы акцентируют внимание на разнообразии техник арт-терапии, включая изотерапию, сказкотерапию и игровую терапию, которые способствуют развитию мелкой моторики, улучшению речи, эмоциональной регуляции и снижению уровня тревожности и агрессии. Особое внимание уделено процессу внедрения арт-терапии в образовательный процесс коррекционной школы, что позволило интегрировать творческую работу в повседневную жизнь детей. Авторы приходят к выводу, что использование арт-терапии в междисциплинарном подходе, включая взаимодействие педагогов, логопедов и психологов, является перспективным направлением коррекционной работы для детей с ТНР и способствует их личностному и социальному развитию.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ЖдановаКазахстан
Жданова А.А., магистр психологии, ст. преподаватель
г. Алматы
Н. С. Свишникова
Казахстан
Свишникова Н.С., магистр психологии, доцент
г. Алматы
Список литературы
1. Бабаян И.Н., Георгица Е.А. Проблема интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения // Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии». – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 281–288.
2. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом. – Санкт-Петербург: ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», 2021. URL: https://lornii.ru/nauka/nauchnyekonferentsii/konferenciya-aktualnye-voprosy-logopatologii-2009g/
3. Иванова Е.А., Гончарова В.А. Уровень развития устной речи младших школьников общеобразовательных учреждений. – Санкт-Петербург: ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», 2022. URL: https://lornii.ru/nauka/nauchnye-konferentsii/konferenciya-aktualnye-voprosy-logopatologii-2009g/
4. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 27. – № 4. – С. 101–105.
5. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». – 2020. – № 2(8). – С. 32– 43.
6. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – С. 304–319.
7. Уварова Н.Н., Подпорина В.Г. Сказкотерапия как средство формирования положительного жизненного сценария младшего школьника // Вестник ГУУ, 2013. – № 23. – С. 291–293
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 ч. / Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. Практич. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2014. – 412 с.
10. Романова Е.С. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160 с.
12. Казьмина Я.Е. Проблемы коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи // Журнал логопедии и дефектологии. – 2018. – № 5(3). – С. 12–19.
13. Демидова А.П., Нестерова Н.К., Зиновьева В.Н. Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Современные подходы в логопедии. – 2021. – № 8(2). – С. 34–41.
14. Слыш Н.К., Тюльнева А.В., Отева Н.И., Пащенко Е.В. Изучение особенностей письменной речи у детей с нарушениями // Журнал дефектологии и педагогики. – 2020. – № 7(4). – С. 45–53.
15. Строева Т.С., Медведева Е.Ю. Полисенсорный подход в формировании пространственной ориентировки у дошкольников с ТНР // Современная логопедия: исследования и практика. – 2021. – № 9(3). – С. 21–27.
Рецензия
Для цитирования:
Жданова А.А., Свишникова Н.С. Арт-терапия как технология развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):18-27. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27
For citation:
Zdanova A.A., Svishnikova N.S. Art therapy as a technology for developing thinking and creative abilities in children with severe speech disorders . Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27