Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Арт-терапия как технология развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27

Аннотация

Тяжелые нарушения речи – совокупность расстройств речевого аппарата, которые могут оказать серьезное влияние на общее развитие организма, на психическое развитие. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи только растет. По данным исследователей, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием в первом классе составляют 20–25%. Статья посвящена применению арт-терапии как инновационного метода развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей с подобными проблемами, что требует эффективных подходов для их коррекции. Авторы акцентируют внимание на разнообразии техник арт-терапии, включая изотерапию, сказкотерапию и игровую терапию, которые способствуют развитию мелкой моторики, улучшению речи, эмоциональной регуляции и снижению уровня тревожности и агрессии. Особое внимание уделено процессу внедрения арт-терапии в образовательный процесс коррекционной школы, что позволило интегрировать творческую работу в повседневную жизнь детей. Авторы приходят к выводу, что использование арт-терапии в междисциплинарном подходе, включая взаимодействие педагогов, логопедов и психологов, является перспективным направлением коррекционной работы для детей с ТНР и способствует их личностному и социальному развитию. 

Об авторах

А. А. Жданова
Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
Казахстан

Жданова А.А., магистр психологии, ст. преподаватель

г. Алматы



Н. С. Свишникова
Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
Казахстан

Свишникова Н.С., магистр психологии, доцент

г. Алматы



Список литературы

1. Бабаян И.Н., Георгица Е.А. Проблема интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения // Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии». – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 281–288.

2. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом. – Санкт-Петербург: ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», 2021. URL: https://lornii.ru/nauka/nauchnyekonferentsii/konferenciya-aktualnye-voprosy-logopatologii-2009g/

3. Иванова Е.А., Гончарова В.А. Уровень развития устной речи младших школьников общеобразовательных учреждений. – Санкт-Петербург: ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», 2022. URL: https://lornii.ru/nauka/nauchnye-konferentsii/konferenciya-aktualnye-voprosy-logopatologii-2009g/

4. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 27. – № 4. – С. 101–105.

5. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». – 2020. – № 2(8). – С. 32– 43.

6. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – С. 304–319.

7. Уварова Н.Н., Подпорина В.Г. Сказкотерапия как средство формирования положительного жизненного сценария младшего школьника // Вестник ГУУ, 2013. – № 23. – С. 291–293

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 ч. / Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. Практич. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2014. – 412 с.

10. Романова Е.С. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160 с.

12. Казьмина Я.Е. Проблемы коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи // Журнал логопедии и дефектологии. – 2018. – № 5(3). – С. 12–19.

13. Демидова А.П., Нестерова Н.К., Зиновьева В.Н. Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Современные подходы в логопедии. – 2021. – № 8(2). – С. 34–41.

14. Слыш Н.К., Тюльнева А.В., Отева Н.И., Пащенко Е.В. Изучение особенностей письменной речи у детей с нарушениями // Журнал дефектологии и педагогики. – 2020. – № 7(4). – С. 45–53.

15. Строева Т.С., Медведева Е.Ю. Полисенсорный подход в формировании пространственной ориентировки у дошкольников с ТНР // Современная логопедия: исследования и практика. – 2021. – № 9(3). – С. 21–27.


Рецензия

Для цитирования:


Жданова А.А., Свишникова Н.С. Арт-терапия как технология развития мыслительных и творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):18-27. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27

For citation:


Zdanova A.A., Svishnikova N.S. Art therapy as a technology for developing thinking and creative abilities in children with severe speech disorders . Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-18-27

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)