Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Психологическое сопровождение туристского путешествия как процесса приобщения к цивилизационному наследию

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17

Аннотация

Психолого-педагогические проблемы туризма, разработки и осуществления психолого-педагогического сопровождения туризма до сих пор остаются сферой крайне немногочисленных теоретических и прикладных исследований. Вместе с тем туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как «человека путешествующего» (homo tornus). Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма. Так, современная семейная и детско-юношеская туристика активно изменяется как по своим формам, так и по содержанию. Цель исследования – анализ проблем трансформации идентичности путешествующего человека в контексте его соприкосновения с цивилизационным наследием, в том числе в его региональном измерении. Существует также тип людей, которые используют путешествие как бегство от проблем, их трансформации в результате менее выражены, но путешествие учит человека доверять себе и жизни, смиряться с трудностями и неопределенностями, терпеть лишения и принимать перемены. Путешествие помогает человеку изменить свою идентичность, преобразовать себя в направлении, степени и интенсивности, необходимой ему самому, а не окружающему его привычно миру, привыкшему к старой идентичности, ее нуждам и желаниям, и своим нуждам и желаниям относительно человека. 

Об авторах

Н. В. Кузнецова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Кузнецова Н.В., аспирант

г. Москва



Г. К. Касымова
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

Касымова Г.К., 2 PhD, доцент

г. Алматы



С. Б. Сулеймен
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

Сулеймен С.Б., лектор

г. Алматы



М. Р. Арпентьева
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева М.Р., д.пс.н., доцент

г. Калуга



Список литературы

1. Базалюк О.А. Космические путешествия – путешествующая психика. – Киев: Издательство «ЦСИ», 2012. – 424 с.

2. Stepanova G.A., Kurmanbai D.B., Lyskova G.T. Inclusive Health-Saving Education: Ecological Model of Modern Educational Relations // Challenges of Science. 2023, issue VI, pp. 40–52. URL: https://doi.org/10.31643/2023.05

3. Черешнев В.А., Расторгуев В.Н. Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы. – Москва: Издательство «А.В. Воробьев», 2018. – 440 с.

4. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 311. – C. 95–101.

5. Ilmaliyev Z.B., Patihan T., Tursunbekov D.M., Sansyzbayeva D.B., Kassymova G.K. Motivating factors of innovative research activities and barriers to R&D in Kazakhstan // Cakrawala Pendidikan. 2022, no. 41(3), pp. 619–629. URL: https://doi.org/10.21831/cp.v41i3.47704

6. Akinci Z., Kasalak M. Management of Special Interest Tourism in Terms of Sustainable Tourism / Global Issues and Trends in Tourism. Sofia: St. Kliment Ohridski university press, 2016. P. 177–190.

7. Chavez M. “Levee” Signs of Hope. Bloomsbury: Bloomsbury USA Publ., 2017. 176 p.

8. Аршинова В.В., Токарь О.В., Киричкова М.Е., Новаков А.В. Путешествие-психотерапия или психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – Том. 12(3). – C. 6–24. URL: https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10301

9. Меньшиков П.В., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика личностного развития // Сервис и туризм: текущие проблемы. – 2020. – Том 14(2). – С. 38–49. URL: https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204

10. Бахревский Е.В., Беспалова Т.В., Закунов О.А., Миронов А.С. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года. Проект / Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года. – Москва: Институт Наследия, 2016. – 136 с.

11. Владимиров Н.М. и др. Психолого-педагогическое обеспечение нишевого спортивного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2021. – Том 15. – № 1. – С. 34–48.

12. Smith J. Educational activities and cultural awareness in traveler identity formation // Journal of Tourism Research. 2018, no. 42(4), pp. 567–582.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецова Н.В., Касымова Г.К., Сулеймен С.Б., Арпентьева М.Р. Психологическое сопровождение туристского путешествия как процесса приобщения к цивилизационному наследию. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):7-17. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17

For citation:


Kuznetsova N.V., Kassymova G.K., Suleimen S.B., Arpentieva M.R. Psychological support of tourist travel as a process of familiarization with the civilizational heritage. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):7-17. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)