Психологическое сопровождение туристского путешествия как процесса приобщения к цивилизационному наследию
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17
Аннотация
Психолого-педагогические проблемы туризма, разработки и осуществления психолого-педагогического сопровождения туризма до сих пор остаются сферой крайне немногочисленных теоретических и прикладных исследований. Вместе с тем туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как «человека путешествующего» (homo tornus). Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма. Так, современная семейная и детско-юношеская туристика активно изменяется как по своим формам, так и по содержанию. Цель исследования – анализ проблем трансформации идентичности путешествующего человека в контексте его соприкосновения с цивилизационным наследием, в том числе в его региональном измерении. Существует также тип людей, которые используют путешествие как бегство от проблем, их трансформации в результате менее выражены, но путешествие учит человека доверять себе и жизни, смиряться с трудностями и неопределенностями, терпеть лишения и принимать перемены. Путешествие помогает человеку изменить свою идентичность, преобразовать себя в направлении, степени и интенсивности, необходимой ему самому, а не окружающему его привычно миру, привыкшему к старой идентичности, ее нуждам и желаниям, и своим нуждам и желаниям относительно человека.
Об авторах
Н. В. КузнецоваРоссия
Кузнецова Н.В., аспирант
г. Москва
Г. К. Касымова
Казахстан
Касымова Г.К., 2 PhD, доцент
г. Алматы
С. Б. Сулеймен
Казахстан
Сулеймен С.Б., лектор
г. Алматы
М. Р. Арпентьева
Россия
Арпентьева М.Р., д.пс.н., доцент
г. Калуга
Список литературы
1. Базалюк О.А. Космические путешествия – путешествующая психика. – Киев: Издательство «ЦСИ», 2012. – 424 с.
2. Stepanova G.A., Kurmanbai D.B., Lyskova G.T. Inclusive Health-Saving Education: Ecological Model of Modern Educational Relations // Challenges of Science. 2023, issue VI, pp. 40–52. URL: https://doi.org/10.31643/2023.05
3. Черешнев В.А., Расторгуев В.Н. Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы. – Москва: Издательство «А.В. Воробьев», 2018. – 440 с.
4. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 311. – C. 95–101.
5. Ilmaliyev Z.B., Patihan T., Tursunbekov D.M., Sansyzbayeva D.B., Kassymova G.K. Motivating factors of innovative research activities and barriers to R&D in Kazakhstan // Cakrawala Pendidikan. 2022, no. 41(3), pp. 619–629. URL: https://doi.org/10.21831/cp.v41i3.47704
6. Akinci Z., Kasalak M. Management of Special Interest Tourism in Terms of Sustainable Tourism / Global Issues and Trends in Tourism. Sofia: St. Kliment Ohridski university press, 2016. P. 177–190.
7. Chavez M. “Levee” Signs of Hope. Bloomsbury: Bloomsbury USA Publ., 2017. 176 p.
8. Аршинова В.В., Токарь О.В., Киричкова М.Е., Новаков А.В. Путешествие-психотерапия или психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – Том. 12(3). – C. 6–24. URL: https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10301
9. Меньшиков П.В., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика личностного развития // Сервис и туризм: текущие проблемы. – 2020. – Том 14(2). – С. 38–49. URL: https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204
10. Бахревский Е.В., Беспалова Т.В., Закунов О.А., Миронов А.С. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года. Проект / Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года. – Москва: Институт Наследия, 2016. – 136 с.
11. Владимиров Н.М. и др. Психолого-педагогическое обеспечение нишевого спортивного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2021. – Том 15. – № 1. – С. 34–48.
12. Smith J. Educational activities and cultural awareness in traveler identity formation // Journal of Tourism Research. 2018, no. 42(4), pp. 567–582.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Н.В., Касымова Г.К., Сулеймен С.Б., Арпентьева М.Р. Психологическое сопровождение туристского путешествия как процесса приобщения к цивилизационному наследию. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):7-17. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17
For citation:
Kuznetsova N.V., Kassymova G.K., Suleimen S.B., Arpentieva M.R. Psychological support of tourist travel as a process of familiarization with the civilizational heritage. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(2):7-17. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-2-7-17