Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Влияние цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей: теоретический аспект

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-22-30

Аннотация

Данная статья будет посвящена изучению влияния цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей в условиях цифровой трансформации в системе высшего образования. Активное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс может создать новые трудности и вызовы для преподавателей и повлиять на их психоэмоциональное состояние. В статье рассматриваются такие вопросы, как цифровая нагрузка, цифровой стресс, профессиональное выгорание и анализируется их влияние на преподавателей в результате использования современных технологий. Цифровизация требует, чтобы преподаватели осваивали новые платформы и инструменты, что часто приводит к снижению стресса, эмоционального выгорания и профессиональной мотивации. Кроме того, в статье предлагаются возможные решения, такие как повышение цифровой грамотности, поддержка образовательных учреждений и внедрение гибких графиков работы, чтобы уменьшить негативные психологические последствия. Автор подчеркивает важность использования комплексного подхода для обеспечения психологического благополучия преподавателей в условиях цифровой трансформации.

Об авторах

М. А. Амирбекова
Университет «Туран»
Казахстан

Амирбекова М.А., докторант,

г. Алматы.



А. М. Тургумбаева
Университет «Туран»
Казахстан

Тургумбаева А.М., PhD, ассоциированный профессор-исследователь,

г. Алматы.



А. И. Гарбер
Reinhardshöhe клиника
Германия

Гарбер А.И., PhD, ассоциированный профессор,

г. Бад-Вильдунген.



Список литературы

1. Selwyn N. Education and technology: key issues and debates. Bloomsbury Publishing. 2016.

2. Сұлтанова А.Т. Қазақстанның білім беруінде жаңа технологияларды енгізу жағдайында оқытушылардың цифрлық жүктемесінің психологиялық аспектісі // Психология және білім хабаршысы. – 2018. – № 1(3), 45–56 бб.

3. Salanova M., Schaufeli W.B., Xanthopoulou D., Bakker A.B. The gain spiral of resources and work engagement: sustaining energy at work // Journal of Applied Psychology. 2005, no. 90(3), pp. 571–580.

4. Davis K., Jones A. The impact of digital education tools on faculty stress and well-being // Journal of Higher Education. 2021, no. 92(4), pp. 456–471.

5. Digital literacy and education. Report on the integration of digital technologies in education. OECD Publishing. 2020.

6. Maslach C., Leiter M.P. Burnout and engagement: contributions to a new paradigm // Understanding and Preventing Workplace Burnout. 2016, pp. 1–14.

7. Smith J., et al. Teacher stress in the digital age: exploring online teaching and mental health // Journal of Educational Psychology. 2020, no. 112(5), pp. 920–933.

8. Lee H., Kim J. Digital teaching and sleep quality: a study of university faculty // Journal of Educational Research. 2019, no. 112(4), pp. 567–580.

9. Bennett S., et al. Stress and burnout in the teaching profession: A general overview // Journal of Educational Psychology. 2012, no. 104(6), pp. 1560–1575.

10. Ophir E., Nass C., Wagner A.D. Cognitive control in media multitaskers. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009, no. 106(37).

11. Schaufeli W.B., Salanova M., González-Romá V., Bakker A.B. The measurement of work engagement with a short questionnaire: A cross-national study. Educational and Psychological Measurement. 2017, no. 70(4), pp. 602–616.

12. Jarrahi C.H., et al. Digital stress in higher education: A study on the impact of digital technologies on work stress among university teachers. Frontiers in Psychology. 2021.

13. Riaz N., et al. Technostress in academics: Impact on job performance and moderating role of ICT self-efficacy. Computers in Human Behavior Reports. 2021.

14. Johnson N., Veletsianos G., Seaman J. The impact of COVID-19 on higher education faculty well-being and work-life balance // Online Learning. 2021, no. 25(1), pp. 6–21.

15. Белозёрова Е.В., Никитина А.М. Техностресс у преподавателей вузов в условиях цифровизации образования // Вестник ТюмГУ. – 2022. – № 27(4). – С. 45–55.


Рецензия

Для цитирования:


Амирбекова М.А., Тургумбаева А.М., Гарбер А.И. Влияние цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей: теоретический аспект. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(1):22-30. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-22-30

For citation:


Amirbekova М.А., Тurgumbayeva А.М., Garber A.I. The impact of digital technologies on the mental health of teachers: the theoretical aspect. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(1):22-30. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-22-30

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)