Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и пересечение эмоциональной регуляции у подростков: теоретическая основа
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-14-21
Аннотация
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) традиционно формулируется с точки зрения недостатков исполнительной функции и нарушения регуляции внимания. Однако недавние исследования показывают, что эмоциональная дисрегуляция является центральной, а не периферической особенностью СДВГ, особенно в подростковом возрасте, когда эмоциональные требования усиливаются. Эта теоретическая статья представляет собой интегрированную модель, изучающую двустороннюю связь между симптоматикой СДВГ и трудностями эмоциональной регуляции у подростков. Посредством систематического обзора и теоретического синтеза нейробиологических, развивающих и клинических исследований мы предлагаем обоснование, которое позиционирует эмоциональную регуляцию как трансдиагностический процесс, который влияет на основные симптомы СДВГ и на которые они влияют. Предлагаемая модель отражает общие нейробиологические субстраты, траектории развития и психосоциальные эффекты, которые способствуют этому пересечению. Кроме того, мы исследуем последствия этой теоретической интеграции для клинической оценки, разработки вмешательств и будущих областей исследований. Это обоснование противоречит традиционной концепции СДВГ, основанной на симптомах, и предполагает, что решение эмоциональной регуляции может иметь решающее значение для комплексных подходов к лечению на критическом этапе развития подросткового возраста.
Об авторах
Г. К. СланбековаКазахстан
Сланбекова Г.К., PhD, ассоциированный профессор,
Караганда.
М. Ч. Чеунг
Объединенные Арабские Эмираты
Чеунг М.Ч., PhD, профессор,
г. Абу-Даби.
Список литературы
1. Polanczyk G.V., Salum G.A., Sugaya L.S., Caye A., Rohde L.A. Annual research review: A meta‐analysis of the worldwide prevalence of mental disorders in children and adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015, no. 56(3), pp. 345–365.
2. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing. 2013.
3. Shaw P., Stringaris A., Nigg J., Leibenluft E. Emotion dysregulation in attention deficit hyperactivity disorder // American Journal of Psychiatry. 2014, no. 171(3), pp. 276–293.
4. Barkley R.A. Emotional dysregulation is a core component of ADHD. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment New York, NY: Guilford Press. 2015, pp. 81–115.
5. Sobanski E., Banaschewski T., Asherson P., Buitelaar J., Chen W., Franke B., Faraone S.V. Emotional lability in children and adolescents with attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD): Clinical correlates and familial prevalence // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010, no. 51(8), pp. 915–923.
6. Bunford N., Evans S.W., Langberg J.M. Emotion dysregulation is associated with social impairment among young adolescents with ADHD // Journal of Attention Disorders. 2018, no. 22(1), pp. 66–82.
7. Jaakkola E. Designing conceptual articles: Four approaches // AMS Review. 2020, no. 10, pp. 18–26.
8. Denzin N.K. Triangulation 2.0. // Journal of Mixed Methods Research. 2012, no. 6(2), pp. 80–88.
9. Novak J.D., Cañas A.J. The theory underlying concept maps and how to construct and use them. Technical Report IHMC CmapTools 2006-01 Rev 01-2008. Florida Institute for Human and Machine Cognition. 2008.
10. Sonuga-Barke E.J. The dual pathway model of AD/HD: An elaboration of neuro-developmental characteristics // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2003, no. 27(7), pp. 593–604.
11. Ochsner K.N., Gross J.J. Cognitive emotion regulation: Insights from social cognitive and affective neuroscience // Current Directions in Psychological Science. 2008, no. 17(2), pp. 153–158.
12. Masten A.S., Cicchetti D. Developmental cascades. Development and Psychopathology. 2010, no. 22(3), pp. 491–495.
13. Halperin J.M., Schulz K.P. Revisiting the role of the prefrontal cortex in the pathophysiology of attention-deficit/hyperactivity disorder // Psychological Bulletin. 2006, no. 132(4), pp. 560–581.
14. Nolen-Hoeksema S., Watkins E.R. A heuristic for developing transdiagnostic models of psychopathology: Explaining multifinality and divergent trajectories // Perspectives on Psychological Science. 2011, no. 6(6), pp. 589–609.
15. Insel T., Cuthbert B., Garvey M., Heinssen R., Pine D.S., Quinn K., Wang P. Research domain criteria (RDoC): Toward a new classification framework for research on mental disorders // American Journal of Psychiatry. 2010, no. 167(7), pp. 748–751.
Рецензия
Для цитирования:
Сланбекова Г.К., Чеунг М.Ч. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и пересечение эмоциональной регуляции у подростков: теоретическая основа. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(1):14-21. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-14-21
For citation:
Slanbekova G.K., Cheung M.C. Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and the intersection of emotional regulation in adolescents: the theoretical basis. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2025;(1):14-21. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2025-1-1-14-21