Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Кеңейтілген іздеу

Ерте жасөспірімдік кезеңдегі мазасыздану құбылысының психологиялық детерминанттары

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

Толық мәтін:

Аңдатпа

Жас жасөспірімдердің психологиялық профилактикасы мен психикасын түзету қажеттілігі қазіргі за манның әртүрлі зерттеушілері мен ғалымдарының еңбектерінде көрінеді (May R., Божович Л.И., Мухина В.С., Эльконин Б.Д.). Қазіргі уақытта жасөспірімдер әлемін қабылдаудың эмоционалдық саласындағы бұзылуларға, оның әлеуметтенуіне, жеке тұлғаның бейімделуіне және басқа да жағымсыз салдарға әкеп соғуы мүмкін тұрақты жасөспірімдердің мазасыздығын түзету әдістері мен әдістемесіне (Прихожан A.M., Старшинина И.В., DeMond M. Grant, Jing Wu, Мынбаева А., Бердибаева С.К. және т.б.) ерекше назар аударылады. Теориялық маңыздылығы жас жасөспірімдердің мазасыздық проблемаларын диагностикалауға және оның детер минанттарын зерттеуге жүйелі, көп деңгейлі тәсілден тұрады; жас жасөспірімдердің мазасыздық деңгейін түзету үшін арт-терапияның мүмкіндіктерін ашуда; арт-терапия негізінде түзету бағдарламасын әзірлеуде; психологияның теориялық бөлімдерін осы зерттеу аясында жасалған қорытындылар мен қорытындылармен толықтыруда.

Авторлар туралы

А. Б. Альмуратова
«Тұран» университеті
Қазақстан

П.ғ.м., докторант.

Алматы қ.



М. В. Мун
«Тұран» университеті
Қазақстан

Пс.ғ.к., қауымдастырылған профессор.

Алматы қ.



Әдебиет тізімі

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. ISBN 5-76950408-0.

2. Эльконин БД. Психология развития / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. ISBN 5-7695-0794-2.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога – практика»).

4. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. – № 6. – 2016. – С. 281–284.

5. Зайцев Ю.А. Диагностика и коррекция подростково-юношеской тревожности относительно будущего: автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2008.

6. Гунзунова Б.А. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Улан-Удэ, 2003.

7. Павлова Т.С. Психологические факторы социальной тревожности в детском и подростковом возрасте / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 2014.

8. Кузнецова А.А. Причины тревожности в подростковом возрасте // материалы XII МНПК. МЦНС «Наука и просвещение». – С. 270–272.

9. May R. The Meaning of Anxiety. N. Y.: Roland press company, 1950.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. (Акад. пед. наук СССР)

11. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Психология и образование. – С. 183– 187.

12. Старшинина И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2007.

13. Қасен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании / Уч. пособие. – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби. – 2019.

14. DeMond M. Grant. Anxiety in Adolescence // Handbook of Adolescent Health Psychology. Chapter: Anxiety in adolescence. Publisher: Springer. Editors: William O’Donohue, Lorraine Benuto, L.W. Tolle. 2013. DOI: 10.1007/978-1-4614-6633-8_32

15. WU Jing. Психологические особенности переживания страхов у младших школьников и подростков из полных и неполных семей. – Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 55. – № 4. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/296

16. Mynbayeva А., Batanova А., Akshalova B.N. Diagnosing anxiety and using body-oriented therapy: a study of 5th grade pupils // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2020. V. 71. No. 4. P. 4–15. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/982

17. Berdibayeva S.К. et al. The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2019. V. 70, No. 3. P. 64–73. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/962

18. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.

19. Heather S. Lonczak. Anxiety Therapy: Types, Techniques, and Worksheets. 2022. URL: https://positivepsychology.com/anxiety-therapy-techniques-worksheets/

20. Tursungozhinova G.S. Исследование лиц, подвергшихся ионизирующему излучению и совершивших аутоагрессивные действия // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2015. V. 52. No. 1. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/239

21. Alimbaeva R.T., Lazareva E.A., Kabakova M.P. Aгрессивное поведение современного подросткa // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2016. – Т. 57. – № 2. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/624

22. Арзыкулова А.Т., Алымбаева Э.А. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018. – № 2(44). – С. 106–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35111000

23. Qasen G.A., Ajtbaeva A.B., Mamyrbekova G.A. Возможности арт-педагогической деятельности в профилактике суицидального поведения подростков и молодежи // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 54. – № 3. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/153.

24. Тереханова Т.А. Изучение тревожности детей младшего школьного возраста // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 94–96. ISBN 978-5-9500416-9-3.

25. Liesbeth Bosgraaf, Marinus Spreen, Kim Pattiselanno, Susan van Hooren. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents / A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change // Front. Psychol., 08 October 2020. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.584685

26. Abbing A.C., Baars E.W., Van Haastrecht O., Ponstein A.S. Acceptance of Anxiety through Art Therapy: A Case Report Exploring How Anthroposophic Art Therapy Addresses Emotion Regulation and Executive Functioning // Hindawi Case Reports in Psychiatry Volume. 2019. Article ID 4875381, 13 pages. URL: https://www.hindawi.com/journals/crips/2019/4875381/#:~:text=After%2014%20sessions%20of%20 anthroposophic,and%20accepting%20towards%20her%20anxiety.

27. Asa Don Brown. Psychological Benefits of Art Therapy // Canadian Counselling and Psychotherapy Association. 2012. URL: https://www.ccpa-accp.ca/psychological-benefits-of-arttherapy/#:~:text=%E2%9E%A1%20It%20encourages%20the%20development,providing%20insight%20into%20traumatic%20experiences


Рецензия

Дәйектеу үшін:


Альмуратова А.Б., Мун М.В. Ерте жасөспірімдік кезеңдегі мазасыздану құбылысының психологиялық детерминанттары. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

For citation:


Almuratova A.B., Мun M.V. Psychological determinants of the phenomenon of anxiety in early adolescence. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

Қараулар: 382


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)