Preview

Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy

Расширенный поиск

Психологические детерминанты феномена тревожности в младшем подростковом возрасте

https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

Аннотация

Потребность в психологической профилактике и коррекции психики младших подростков находит свое отражение в трудах различных исследователей и ученых современности (May R., Божович Л.И., Мухина В.С., Эльконин Б.Д.). В настоящее время особое внимание уделяется способам и методам коррекции устойчивой подростковой тревожности (Прихожан A.M., Старшинина И.В., DeMond M. Grant, Jing Wu, Мынбаева А., Бердибаева С.К. и др.), которая может привести к нарушениям в эмоциональной сфере восприятия мира подростка, его социализации, дезадаптации личности и другим негативным последствиям. Теоретическая значимость состоит в системном, многоуровневом подходе к диагностике проблем тревожности младших подростков и изучению ее детерминант; в раскрытии возможностей арт-терапии для коррекции уровня тревожности младших подростков; в разработке коррекционной программы на основе арт-терапии; в пополнении теоретических разделов психологии выводами и заключениями, сделанными в рамках данного исследования.

Об авторах

А. Б. Альмуратова
Университет «Туран»
Казахстан

М.п.н., докторант.

Алматы



М. В. Мун
Университет «Туран»
Казахстан

Кандидат психологических наук, ассоциированный профессор.

Алматы



Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. ISBN 5-76950408-0.

2. Эльконин БД. Психология развития / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. ISBN 5-7695-0794-2.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога – практика»).

4. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. – № 6. – 2016. – С. 281–284.

5. Зайцев Ю.А. Диагностика и коррекция подростково-юношеской тревожности относительно будущего: автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2008.

6. Гунзунова Б.А. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Улан-Удэ, 2003.

7. Павлова Т.С. Психологические факторы социальной тревожности в детском и подростковом возрасте / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 2014.

8. Кузнецова А.А. Причины тревожности в подростковом возрасте // материалы XII МНПК. МЦНС «Наука и просвещение». – С. 270–272.

9. May R. The Meaning of Anxiety. N. Y.: Roland press company, 1950.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. (Акад. пед. наук СССР)

11. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Психология и образование. – С. 183– 187.

12. Старшинина И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2007.

13. Қасен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании / Уч. пособие. – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби. – 2019.

14. DeMond M. Grant. Anxiety in Adolescence // Handbook of Adolescent Health Psychology. Chapter: Anxiety in adolescence. Publisher: Springer. Editors: William O’Donohue, Lorraine Benuto, L.W. Tolle. 2013. DOI: 10.1007/978-1-4614-6633-8_32

15. WU Jing. Психологические особенности переживания страхов у младших школьников и подростков из полных и неполных семей. – Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 55. – № 4. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/296

16. Mynbayeva А., Batanova А., Akshalova B.N. Diagnosing anxiety and using body-oriented therapy: a study of 5th grade pupils // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2020. V. 71. No. 4. P. 4–15. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/982

17. Berdibayeva S.К. et al. The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2019. V. 70, No. 3. P. 64–73. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/962

18. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.

19. Heather S. Lonczak. Anxiety Therapy: Types, Techniques, and Worksheets. 2022. URL: https://positivepsychology.com/anxiety-therapy-techniques-worksheets/

20. Tursungozhinova G.S. Исследование лиц, подвергшихся ионизирующему излучению и совершивших аутоагрессивные действия // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2015. V. 52. No. 1. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/239

21. Alimbaeva R.T., Lazareva E.A., Kabakova M.P. Aгрессивное поведение современного подросткa // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2016. – Т. 57. – № 2. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/624

22. Арзыкулова А.Т., Алымбаева Э.А. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018. – № 2(44). – С. 106–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35111000

23. Qasen G.A., Ajtbaeva A.B., Mamyrbekova G.A. Возможности арт-педагогической деятельности в профилактике суицидального поведения подростков и молодежи // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 54. – № 3. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/153.

24. Тереханова Т.А. Изучение тревожности детей младшего школьного возраста // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 94–96. ISBN 978-5-9500416-9-3.

25. Liesbeth Bosgraaf, Marinus Spreen, Kim Pattiselanno, Susan van Hooren. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents / A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change // Front. Psychol., 08 October 2020. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.584685

26. Abbing A.C., Baars E.W., Van Haastrecht O., Ponstein A.S. Acceptance of Anxiety through Art Therapy: A Case Report Exploring How Anthroposophic Art Therapy Addresses Emotion Regulation and Executive Functioning // Hindawi Case Reports in Psychiatry Volume. 2019. Article ID 4875381, 13 pages. URL: https://www.hindawi.com/journals/crips/2019/4875381/#:~:text=After%2014%20sessions%20of%20 anthroposophic,and%20accepting%20towards%20her%20anxiety.

27. Asa Don Brown. Psychological Benefits of Art Therapy // Canadian Counselling and Psychotherapy Association. 2012. URL: https://www.ccpa-accp.ca/psychological-benefits-of-arttherapy/#:~:text=%E2%9E%A1%20It%20encourages%20the%20development,providing%20insight%20into%20traumatic%20experiences


Рецензия

Для цитирования:


Альмуратова А.Б., Мун М.В. Психологические детерминанты феномена тревожности в младшем подростковом возрасте. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

For citation:


Almuratova A.B., Мun M.V. Psychological determinants of the phenomenon of anxiety in early adolescence. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-3999 (Print)
ISSN 2959-4006 (Online)