Психологические детерминанты феномена тревожности в младшем подростковом возрасте
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75
Аннотация
Потребность в психологической профилактике и коррекции психики младших подростков находит свое отражение в трудах различных исследователей и ученых современности (May R., Божович Л.И., Мухина В.С., Эльконин Б.Д.). В настоящее время особое внимание уделяется способам и методам коррекции устойчивой подростковой тревожности (Прихожан A.M., Старшинина И.В., DeMond M. Grant, Jing Wu, Мынбаева А., Бердибаева С.К. и др.), которая может привести к нарушениям в эмоциональной сфере восприятия мира подростка, его социализации, дезадаптации личности и другим негативным последствиям. Теоретическая значимость состоит в системном, многоуровневом подходе к диагностике проблем тревожности младших подростков и изучению ее детерминант; в раскрытии возможностей арт-терапии для коррекции уровня тревожности младших подростков; в разработке коррекционной программы на основе арт-терапии; в пополнении теоретических разделов психологии выводами и заключениями, сделанными в рамках данного исследования.
Об авторах
А. Б. АльмуратоваКазахстан
М.п.н., докторант.
Алматы
М. В. Мун
Казахстан
Кандидат психологических наук, ассоциированный профессор.
Алматы
Список литературы
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. ISBN 5-76950408-0.
2. Эльконин БД. Психология развития / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. ISBN 5-7695-0794-2.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога – практика»).
4. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. – № 6. – 2016. – С. 281–284.
5. Зайцев Ю.А. Диагностика и коррекция подростково-юношеской тревожности относительно будущего: автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2008.
6. Гунзунова Б.А. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Улан-Удэ, 2003.
7. Павлова Т.С. Психологические факторы социальной тревожности в детском и подростковом возрасте / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 2014.
8. Кузнецова А.А. Причины тревожности в подростковом возрасте // материалы XII МНПК. МЦНС «Наука и просвещение». – С. 270–272.
9. May R. The Meaning of Anxiety. N. Y.: Roland press company, 1950.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. (Акад. пед. наук СССР)
11. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Психология и образование. – С. 183– 187.
12. Старшинина И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2007.
13. Қасен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании / Уч. пособие. – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби. – 2019.
14. DeMond M. Grant. Anxiety in Adolescence // Handbook of Adolescent Health Psychology. Chapter: Anxiety in adolescence. Publisher: Springer. Editors: William O’Donohue, Lorraine Benuto, L.W. Tolle. 2013. DOI: 10.1007/978-1-4614-6633-8_32
15. WU Jing. Психологические особенности переживания страхов у младших школьников и подростков из полных и неполных семей. – Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 55. – № 4. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/296
16. Mynbayeva А., Batanova А., Akshalova B.N. Diagnosing anxiety and using body-oriented therapy: a study of 5th grade pupils // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2020. V. 71. No. 4. P. 4–15. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/982
17. Berdibayeva S.К. et al. The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2019. V. 70, No. 3. P. 64–73. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/962
18. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.
19. Heather S. Lonczak. Anxiety Therapy: Types, Techniques, and Worksheets. 2022. URL: https://positivepsychology.com/anxiety-therapy-techniques-worksheets/
20. Tursungozhinova G.S. Исследование лиц, подвергшихся ионизирующему излучению и совершивших аутоагрессивные действия // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2015. V. 52. No. 1. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/239
21. Alimbaeva R.T., Lazareva E.A., Kabakova M.P. Aгрессивное поведение современного подросткa // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2016. – Т. 57. – № 2. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/624
22. Арзыкулова А.Т., Алымбаева Э.А. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018. – № 2(44). – С. 106–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35111000
23. Qasen G.A., Ajtbaeva A.B., Mamyrbekova G.A. Возможности арт-педагогической деятельности в профилактике суицидального поведения подростков и молодежи // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – Т. 54. – № 3. ISSN 2617-7552. URL: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/153.
24. Тереханова Т.А. Изучение тревожности детей младшего школьного возраста // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 94–96. ISBN 978-5-9500416-9-3.
25. Liesbeth Bosgraaf, Marinus Spreen, Kim Pattiselanno, Susan van Hooren. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents / A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change // Front. Psychol., 08 October 2020. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.584685
26. Abbing A.C., Baars E.W., Van Haastrecht O., Ponstein A.S. Acceptance of Anxiety through Art Therapy: A Case Report Exploring How Anthroposophic Art Therapy Addresses Emotion Regulation and Executive Functioning // Hindawi Case Reports in Psychiatry Volume. 2019. Article ID 4875381, 13 pages. URL: https://www.hindawi.com/journals/crips/2019/4875381/#:~:text=After%2014%20sessions%20of%20 anthroposophic,and%20accepting%20towards%20her%20anxiety.
27. Asa Don Brown. Psychological Benefits of Art Therapy // Canadian Counselling and Psychotherapy Association. 2012. URL: https://www.ccpa-accp.ca/psychological-benefits-of-arttherapy/#:~:text=%E2%9E%A1%20It%20encourages%20the%20development,providing%20insight%20into%20traumatic%20experiences
Рецензия
Для цитирования:
Альмуратова А.Б., Мун М.В. Психологические детерминанты феномена тревожности в младшем подростковом возрасте. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75
For citation:
Almuratova A.B., Мun M.V. Psychological determinants of the phenomenon of anxiety in early adolescence. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-66-75