Карьерные ориентации студентов: подходы к исследованию
https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-59-65
Аннотация
В статье раскрывается актуальность и существующие подходы к изучению карьерных ориентаций студентов, определены перспективы и стратегия дальнейшего исследования. Отражены методологические основания исследования, среди которых философские положения о диалектическом методе познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность; теории системно-комплексного, личностно-деятельностного подхода; идеи формирования личности, становление профессионала; связи теории с практикой. Представлен анализ подходов к пониманию карьеры и карьерных ориентаций в психологии, а также показана авторская позиция, которая выражается в том, что карьерные ориентации включены в систему профессиональной направленности личности и закладывают основу построения карьеры.
Об авторах
Г. О. АбдуллаеваКазахстан
Кандидат педагогических наук, ассоц. профессор.
Алматы
И. Сулейменов
Казахстан
Магистрант.
Алматы
Список литературы
1. Харланова Т.Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. психолог. н. – М., 2015. – 261 c.
2. Зеер Э.Ф. Психологические особенности управления карьерой / Э.Ф. Зеер, О.В. Таранова // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. – СПб., 2003. – Т. 3.
3. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2012. – 198 с.
4. Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: дис. ... канд. психологических наук: 19.00.07 / Н.Л. Кирт. – Москва, 2000. – 158 c.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Юнити. – 1998. – С. 8.
6. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
7. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2008. – 460 с.
8. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
9. Super D.E. The psychology of career / D.E. Super. New York: Evanston, Harper & Row, 1957. 362 р.
10. Соловьева Е.М. Подходы к определению понятия «карьерные ориентации» / Е.М. Соловьева // Психология карьеры: материалы Всерос. научно-практ. конф. (заоч.), 2012. – С. 24–27.
11. Тажина Г.О., Таирова К.Т. Карьерные ориентации как предикторы организационной лояльности преподавателей университетов // Bullletin-psysoc.kaznu.kz/ URL: http://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v73.i2.01 (дата обращения: 18.02.2023)
12. Лазаренко Д.В. Особенности мотивации и карьерных ориентаций государственных служащих // «Public administration and civil service» International scientific-analytical journal. URL: http:repository.apa.kz (дата обращения: 18.02.2023)
13. Сыздыкова К. Развитие системы профориентационной работы в школы как фактор расширения доступа к высшему техническому и профессиональному образованию // Программа для молодых исследователей в области публичной политики Фонда Сорос-Казахстан. – Алматы, 2018. URL: http:soros.kz (дата обращения: 20.02.2023)
14. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование / Э. Шейн – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
15. Schein E.H. Career anchors: the changing nature of work and careers / E.H. Schein, J. Maanen. San Francisco: Wiley, 2013. 88 p.
16. Юртаева Н.И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза. Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – 1: 300–306. – С. 37.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллаева Г.О., Сулейменов И. Карьерные ориентации студентов: подходы к исследованию. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):59-65. https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-59-65
For citation:
Abdullaeva G.O., Suleimenov I. Career orientations of students: approaches to research. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2023;(1):59-65. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/2959-3999-2023-1-1-59-65