Самоотношение как фактор мотивации достижения у студентов
Аннотация
В статье представлены анализ и результаты исследования особенностей взаимосвязи самоотношения и мотивации достижения у студентов. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Очевидно, что между мотивацией и свойствами личности имеется взаимообратная связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Мотивированные на успех в противоположность мотивированным на неудачу сводят успех скорее к способности (таланту) и большому старанию (усилию). Неудача, с другой стороны, списывается мотивированными на успех на недостаточность приложенных усилий, а у мотивированных на неудачу – на недостаток способностей. Но успешность или неуспешность деятельности зависят от представлений о своих возможностях не меньше, чем от самих этих способностей. Успех и неудача оказывают регулирующее и формирующее влияние на самоотношение личности, мотивацию, но и самоотношение личности влияет на процесс активности человека. По сути, мотивация является промежуточным звеном между самоотношением личности и ее поведением. С точки зрения практики данное исследование интересно в качестве материала для проведения как индивидуальных психологических консультаций, так и для составления программ по психологической адаптации и мотивации студентов.
Об авторах
Т. П. ВаськоКазахстан
PhD, ассоциированный профессор
Алматы
А. Д. Белякова
Казахстан
магистр социальных наук, ассистент-лектор
Алматы
Список литературы
1. Яровая Ю. Н. Психологические причины мотив0ационного поведения человека / Ю. Н. Яровая // Философия образования. – 2019. – № 2. – С. 248–254.
2. Нечаев Н. Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования / Н. Н. Нечаев // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14. – № 3. – С. 57–66. doi:10.17759/chp.2018140305
3. Панферов В. Н. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) / В. Н. Панферво [и др.] // Социальная психология и общество. – 2020. – Том 11. – № 1. – С. 127–143. doi:10.17759/sps.2020110108
4. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб., 2007. – 672 с.
5. Модель мира и развитие профессионала / А. С. Седунова [и др.] ; Федер. агентство по образованию, Ульян. гос. ун-т. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 153 с.
6. Вартанова И. И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста / И. И. Вартанова // Психологическая наука и образование. – 2020. – Том 25. – № 3. – С. 40–48. doi: 10.17759/pse.2020250304
Рецензия
Для цитирования:
Васько Т.П., Белякова А.Д. Самоотношение как фактор мотивации достижения у студентов. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):5-14.
For citation:
Vasko T.P., Belyakova A.D. Self-reporting as a motivator in students. Eurasian Journal of Current Research in Psychology and Pedagogy. 2022;(1):5-14. (In Russ.)